Проект «Культурно-просветительский марафон «У слова великая сила»»
Мероприятие «Россия в зеркале культуры»
Черкашина Татьяна Тихоновна
доктор педагогических наук, зав. кафедрой русского языка ФГБОУ ВО Российский государственный университет им А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
В XXI веке человечеству предстоит переосмыслить роль личности в культуре и в образовании, а это неизбежно приведет к развитию личностно-ориентированного обучения на основе коммуникативно-деятельностного метаметодического подходов, направленных на понимание смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. Диалог как коммуникативная технология и диалог культурных образовательных смыслов в двустороннем процессе обучения не может не включать в себя внутриличностный диалог, в котором присутствует противоречие сознания и эмоций, что, как показывает практика, является движущей силой образования диалогического типа. На этот «карнавал мироощущения» указывал в свое время М. Бахтин: действительно, многоголосье мира, или «карнавал мироощущения», существует в индивидуальном сознании человека. Он, по мнению ученого, принимает форму внутреннего диалога свободной личности, позволяет человеку выработать свою собственную позицию как свое «Я», которое всегда имеет в виду «Я» Другого, сохраняя при этом определенную временную дистанцию с целью найти новое знание.
Лексика и грамматика русского языка содержит специальные языковые контактоустанавливающие средства, которые формируют умение удерживать внимание аудитории, подчеркивают адресованность информации, «ведут» по речевому «маршруту», активизируя внимание к наиболее значимым проблемам, побуждают к совместному речемыслительному действию Автора и Слушателя:
Грамматика контактности |
Примеры |
1. Цитация как ссылка на авторитетное мнение используется в качестве одного из образных средств номинации проблемы |
«Нелишне напомнить слова, сказанные великим реформатором: «Вам, господа, нужны великие потрясения; нам – нужна великая Россия!» (из речи П.А. Столыпина 12/24 мая 1907 в Государственной Думе) |
2. Ссылки как привлечение внимания слушателя к точным, подтвержденным сведениям. Это могут быть предложения обратить внимание на статистические данные, на схемы, графики, таблицы |
«Обратите внимание…», «Рассмотрите…», «Сопоставьте…», «Сравните…», и т.п.
|
3. Вводные слова и словосочетания – наиболее употребительные контактоустанавливающие средства в силу многообразия выражаемых ими модальных значений |
Как нам представляется…, По мнению независимых экспертов…, По информации отдела маркетинга…, Как считают специалисты Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства…, По оценке Министерства промышленности и торговли РФ…, По прогнозу аналитиков Центрального банка России…, Таким образом, выводы вице-президента по стратегическому развитию Газпрома… |
4. Вставные конструкции, обозначающие средства авторизации |
«Я считаю, думаю, полагаю, обещаю, ручаюсь, уверен и др.» |
5. Языковые средства адресации и побуждения |
«Как вы понимаете, как вы убедились, как видите, запомните, возразите, отметьте и др.»
|
6. Языковые средства совместности |
«Мы хорошо знаем…; Помним…; Мы с вами…; Посмотрим…; Решим…; Скажем прямо…; Будем реалистами…; Найдем возможность…; Обсудим…» и др.
|
7. Средства имитации диалога: а) обращения, вопросно-ответные единства как предположения о возможных вопросах; б) собственно риторические вопросы как формулировка проблемы, на которую автор вопроса сам же и отвечает, и проч. |
а) «Разве можно говорить о ней? Она – как живая тайна» (И.А. Ильин «О России»; б) «Ведь тут, господа, предлагают разрушение существующей государственности, предлагают нам среди других сильных и крепких народов превратить Россию в развалины – для того, чтобы на этих развалинах строить новое, неведомое нам отечество. Я исхожу из того положения, Я думаю, Я поэтому обойду все те оскорбления и обвинения, которые раздавались здесь против правительства, Я не буду останавливаться, Мне могут возразить…» (из речи П.А. Столыпина).
|
8. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия как грамматический способ выразить гипотетичность проблемы, условия ее реализации |
«Но раз признан принцип отчуждаемости, то кто же поверит тому, что, если понадобится со временем… Вообще, если признавать принцип обязательного количественного отчуждения… Ведь если теперь, в 1907 году...» (из речи П.А. Столыпина). «Ибо, если дисциплина без свободы мертва и унизительна, то свобода без дисциплины есть соблазн и разрушение» (И.А. Ильин «О России»).
|
9. Местоименно-глагольные формы 1 л. ед. и мн. числа как приглашение к сомышлению, к поиску ответа на вопросы |
Не только предлагаю…, но и настаиваю сопоставить… Мы сумеем найти возможность…. Мы сможем найти выход из создавшейся ситуации.
|
10. Противительные союзы как способ выразить авторское несогласие с целью привлечения внимания аудитории к данной постановке проблемы |
«Однако статистика такова, что…» «Однако ситуация на рынке ценных бумаг имеет тенденцию к их диверсификации»
|
11. Восклицательные предложения призваны выразить эмоциональную оценку авторского видения проблемы и привлечь внимание слушателей, побудить к речемыслительным действиям, к активной позиции: |
«О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и грозы, и громы, и сверкания! О, эти темные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов!» «И это будущее да будет органически и целостно связано с ее сокровенным духовным богатством!» (И.А. Ильин «О России»).
|
12. Модальные частицы, акцентирующие внимание слушателей на важной информации |
«И пусть не говорят, что «русская культура началась всего лишь век тому назад», что русский народ малограмотен…», «Пусть не удастся нам всегда и безошибочно отличить главное от неглавного и священное от несвященного; пусть низы нашего народа блуждают в предчувствующих суевериях, а верхи гоняются сослепу за пустыми и злыми химерами», «Но разве на одном чувстве можно строить характер народа?» (И.А. Ильин «О России»).
|
13. а)Указательные местоимения и наречия как способ выделения важной информации, прямого указания на нее; б) Оценочная лексика как отражение авторской позиции по отношению к чему-либо |
а) «Вот она – эта склонность русского народа взращивать те общественные формы, которые покоятся на братстве…» (И.А. Ильин «О России»); б) «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, могучий, наш поющий язык» (И.А. Ильин «О России»).
|
14. Вопросительная модель с частицами не… ли + вспомогательный глагол (хотеть, мочь, желать и др.). Иногда в сочетании с личным местоимением 2 л. мн.ч. ВЫ, подчеркивающим уважительное отношение к собеседнику |
Не хотите ли (ВЫ) познакомиться с бизнес-планом подробнее? Не могли бы Вы рассмотреть заявку на кредит в течение суток? Не могли бы Вы перечислить указанную в счете-фактуре сумму на наш счет в соответствии с договором?
|
15. Усиление побудительного значения в инфинитивном вопросительном предложении с теми же частицами + модальная частица а + Д.п. личного местоимения 2 л. ед.ч. или мн.ч. |
А не приступить ли нам к детальному обсуждению данного вопроса? А не стоит ли нам еще раз обсудить выгоду приобретения техники в лизинг?
|
16. Инфинитивные предложения с вопросительными словами почему, отчего + отрицательная частица не + Д.п. адресата |
Тогда почему нам не попытаться взглянуть на проблему под другим углом зрения? Отчего бы нам заимообразно не произвести зачет финансовых обязательств?
|
17. Вопросительные предложения с местоимением что, какой, который + усилительная частица же |
Что же вы задерживаете отправку груза? Какое же ваше предложение следует принять за основу?
|
18. Инфинитивные вопросительные предложения с местоименным фразеологизмом а что если |
А что если еще раз попробовать обсудить проект бюджета? А что если ваши прогнозы по поводу финансового оздоровления бюджета данного проекта не оправдаются?
|