ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Проект «Культурно-просветительский марафон «У слова великая сила»»

Мероприятие «Диалог с текстом»


Николенко Елена Юрьевна

Николенко Елена Юрьевна
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Мастер-класс: «Русский язык в цифровую эпоху»
«Русский язык в цифровую эпоху»

С 1950-х годов прошлого века, отмеченных изобретением электронных вычислительных машин (компьютеров) и разработкой интернета в 90-е, информационные технологии бурно развивались в течение последних 70 лет.

Информационно-коммуникационные технологии становятся основной технологией любого образования, хотим мы этого или не хотим.

Реалии современных информационных и образовательных процессов выдвигают новые условия и задачи преподавания и требуют соответствующих способов их решения.

На сегодняшний день в преподавании иностранных языков для интенсификации учебной деятельности применяются следующие основные технические средства и технологии:

1) средства мультимедиа, объединяющие возможности воспроизведения и записи речи и интерактивного видео;

2) гипертекст, создающий систему перекрестных ссылок в текстовых массивах информации;

3) гипермедиа, сочетающие возможности гипертекста и мультимедиа;

4) телекоммуникационные технологии.

Эти средства позволяют использовать компьютер для работы над всеми видами речевой деятельности: для развития не только навыков чтения и письма, но и навыков прослушивания и речи (включая такие аспекты, как произношение и интонация), а также для реального общения с носителями изучаемого языка как в письменной, так и в устной форме.

В современной практике преподавания вся система средств обучения языку постепенно встраивается в электронный формат. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении языку (русскому как иностранному) способствует индивидуализации, росту объема выполняемой работы, интенсифицирует самостоятельную деятельность обучаемых, расширяет информационные потоки при использовании Интернета и т.д.

Современный интернет заполнен информационными сервисами и сетевыми инструментами, предлагающими различные образовательные услуги от отдельных уроков до курсов и модулей, входящих в системы дистанционного обучения.

Были проанализированы: сайты Института русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова, Института русского языка имени А.С.Пушкина, филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и платформы по обучению русскому языку как иностранному, предлагаемые на этих сайтах.

Сегодня преподавателю необходимо работать с различными типами текстов: линейным текстом, креализованным текстом (текстом, включающим вербальный и невербальный компоненты), а также с гипертекстом и гипермедийным текстом - текстами нового поколения, построенными на применении компьютерной техники, Интернета. Гипермедиа – это гипертекст, совмещающий в себе информацию разных типов: текст, трехмерную графику, речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.д.

Мультимедийные технологии способны вывести систему обучения РКИ на новый, более высокий уровень, так как при их использовании у студентов появляются возможности для самостоятельного продвижения к учебному результату, учебный процесс оживляется, снимаются многие психологические «зажимы».

Мультимедийные тексты, воздействуя на различные органы чувств, способствуют лучшему восприятию учебного материала, оптимальному запоминанию. Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 16%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Текст (гипертекст), перемещаемый в киберпространство, теряет свои привычные нам «окончательные», завершенные качества, превращаясь в «оцифрованное, готовое к распространению, не стесненное формой содержание», то есть – контент. И наоборот, контент, будучи извлеченным из цифрового представления, является нам как текст в своей единичной, целостной и статической форме.

Как пишет А.В. Тряпельников, «человеком, который при своем живом участии благодаря кибер-инфо технологиям в процессе коммуникаций соприкасается с текстом, извлекаемым из пространства Интернета, является преподаватель. Он ищет, формирует образ как средство обучения для использования в иных коммуникациях - партнерстве с обучаемым. Составленный преподавателем текст (кибертекст), несущий в себе обновленную семантику, при живом участии обучаемого, в свою очередь, в состоявшихся коммуникациях становится генератором смыслов, над которыми под управлением преподавателя трудится обучаемый».

Эти идеи нашли воплощение в учебном мультимедийном комплексе по страноведению для изучающих русский язык как иностранный «Русь, Россия, русский язык в цифровом формате».

Хотя адресатами пособий являются иностранные учащиеся II и III сертификационных уровней (по системе ТРКИ) В2, С1, мультимедийную часть пособий можно использовать на всех уровнях изучения языка, начиная с элементарного.

Сегодня возможности киберпространства как глобальной обучающей среды, в том числе и для обучения иностранным языкам еще недостаточно осознаны. Настало время создавать готовые к использованию в учебном процессе мультимедийные тексты, которые могли бы быть легко применимы как при онлайн-, так и офлайн- обучении.

Разработка технологии кибертекстового представления фактов русского языка и культуры в учебных текстах по РКИ была вызвана тем, что нужно было погрузить учащихся на занятиях в русскую культуру, в русскую ментальность, дать возможность не только понять, осознать,… но почувствовать, «ощутить» русские национальные образы… эмоционально «прожить» некоторые исторические эпохи, важные в истории России.

Кибертекст имеет все признаки текста: единство, целостность, связанность, законченность. Однако он «живёт» в киберпространстве и состоит из разных текстовых фрагментов, извлеченных также из киберпространства: это фрагменты словесных текстов, аудио-, видеотексты, живописные полотна, фотографии, музыкальные произведения, схемы, графики и т.д., существующие в киберпространстве, которые представляются, показываются для «прочтения» технологиями киберпространства. Это — КИБЕРТЕКСТЫ. В методике такого рода тексты можно отнести к категории - поликодовые.

Так как главной отличительной чертой современного мира становится глобальное использование ИКТ, методисты полагают важным внедрение учебников нового поколения, созданных на основе информационных технологий и мультимедиа. Их характерные черты: мобильность, многоаспектность, мультимодальность и гипертекстуальность. [Николенко, Мартынова:107-109]

Существует большое разнообразие компьютеризированных учебных материалов, онлайн-курсов, предназначенных для изучения РКИ, но, как отмечается в научно-методической литературе [Дунаева:233], к электронным учебникам или электронным учебным пособиям можно отнести:

1) цифровую версию печатного издания - это преобразование из печатной в цифровую форму [Низовая:14-15], расширяющее его возможности за счет автоматического считывания и обработки компьютерной техникой, а также возможности получения обратной связи при выполнении практических и контрольных заданий. Электронный контент данных учебников идентичен по содержанию его печатному прототипу, но необходимо понимать, что для того, чтобы электронный учебник реализовал все свои потенциальные возможности, следует пересмотреть именно содержание и способы подачи учебного материала в них.

2) электронное издание, которое строится по типу УМК на электронных устройствах [Низовая:16], включающих комплекс учебных и дидактических материалов, опирающихся на все имеющиеся технологические возможности, позволяющие демонстрировать, помимо текста, обучающий мультимедийный материал с применением учебника в традиционном его понимании.

3) электронный учебник, не имеющий печатного варианта, но строящийся по тому же принципу, что и бумажный учебник.

На данном этапе электронные учебники повсеместно используются при обучении РКИ. Одним из преимуществ интерактивных мультимедийных электронных учебников является доступность использования через мобильные цифровые устройства (планшеты, смартфоны). Помимо повышения доступности и мобильности к положительным показателям относятся мультимедийность, гипертекстуальность и, как результат, - усиление интереса к процессу обучения, так как электронный учебник позволяет значительно увеличить объем изучаемой информации.

Были проанализированы электронные учебники: «Успех+» (уровень А1), «Learn Russian», «Russian For Everyone», «Краски», «3 ears» («3 уха», уровень А1), «Золотое кольцо 1» (2019 г.).

Электронные учебники помогают выйти на новый уровень взаимодействия в триаде «книга - преподаватель - учащийся», переходя от линейного, где посылаемое сообщение связано только с предыдущим, к множественному или диалоговому взаимодействию.

Концепция электронных учебников строится не на замене бумажных носителей информации, а как дополнительный инструмент обучения.

Развитие современных средств и технологий языкового образования – учебников, курсов, обучающих платформ, – как и лингводидактики в целом – должно идти в ногу с развитием электронных средств и гипермедиатехнологий.

Суммируя сказанное, хотелось бы отметить, что если раньше ИКТ рассматривались как инструментальный комплекс, то сейчас мы переходим к этапу, когда ИКТ становятся основной технологией любого образования, в том числе и преподавания иностранных языков и русского языка как иностранного в частности. ИКТ как господствующая технология будет требовать не только специальных языковых исследований, но и совместных исследований лингвистов, психологов и специалистов по информационным технологиям. Поэтому очень важно выявлять и анализировать новейшие тенденции в преподавании РКИ с применением современных технологий обучения.

АНО ВО «Институт непрерывного образования»
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

г. Москва, Рязанский пр-т, 86/1 
тел.: +7(495) 748-00-40