Использование интерактивных компьютерных игр в образовательном процессе для обучения русскому языку
Современная перестройка системы образования требует новых моделей обучения, воспитания, новых обучающих программ. Это обусловлено рядом обстоятельств. Главное из них носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через культуру и искусство происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно следует подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода “оберег”, охраняющий ребенка от средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личные травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.
Другое педагогическое обстоятельство заключается в растущем понимании того, что знакомство с народной культурой наиболее эффективно помогает ребенку выстроить целостную картину мира, позволяющую принять решение в широком спектре жизненных ситуаций.
Игровая компьютерная программа направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого, на создании возможности для них как бы непосредственно с ними соприкоснуться. Духовность - интегрированное свойство личности. Оно проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – эстетических позиций, способности к переживанию, и присвоение ребенком совокупности культурных ценностей, определяет меру его общего развития. Помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития игровые задания по русскому языку способствуют и социальному развитию детей.
Цель использования в обучающих программах по русскому языку элементов фольклора - воспитание традиционного национального самосознания, возрождение нравственности и высокой общей культуры детей, через приобщение с раннего возраста к народной культуре.
Значимы и актуальны в данном случае воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение и любовь к народным традициям и обрядам;
- Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми;
- Воспитать стремление к самостоятельной деятельности, в которой дети свободно от взрослых выражают свои чувства, приобретают и развивают различные умения и навыки, познают мир и обновляют его.
Герои детских сказок, хорошо знакомые учащимся, делают процесс обучения русскому языку в рамках компьютерных программ легким и приятным. Особую роль в этом играют игровые технологии, предложенные разработчиками.
Игровые технологии хорошо работают во всех классах, но особенно необходимы в 5 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей к новым предметам, учителям, программам. И здесь на помощь приходят игровые технологии.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К.Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Начало любой игры – это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.
В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- раскрывать креативные способности учащихся;
-дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
-обеспечивать свободный обмен мнениями;
- учитывать возрастные психологические особенности школьников;
- организовывать процесс обучения в форме состязания;
-облегчать решение учебной задачи;
- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
-ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
- практически закреплять полученные знания;
-формировать мотивационную сферу учащихся;
-расширять кругозор детей;
- формировать навык совместной деятельности.
Игровая деятельность имеет такие функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации.
Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову): свободная деятельность, творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В игровых программах обучения русскому языку широко использованы возможности компьютерной техники. Следует иметь в виду, что в настоящее время принято выделять следующие основные направления ее внедрения в образование:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
- вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
- комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
- графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
- моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах изучения русского языка, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, ребенок получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких своих качеств, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит ему проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Анализ направлений развития информационных и коммуникационных технологий и опыта их применения в образовательных целях позволяет определить основные направления использования их возможностей в следующих областях:
- организация различных видов учебной деятельности по работе с учебной информацией на основе использования технологии мультимедиа, ресурсов телекоммуникационных сетей, технологии «Виртуальная реальность»;
- осуществление имитации и моделирования любых, поддающихся описанию процессов, для создания учебных тренажеров, максимально приближающих деятельность обучающегося к реальности;
- разработка виртуальных миров, которые выступают по отношению к реальному миру как схемы или модели, стимулирующие динамику изучаемых процессов или закономерностей с последующим анализом со стороны обучающегося и выявлением тенденций их развития;
- автоматизация процесса установления уровня знаний, умений и навыков в области осуществления основных видов учебной деятельности, соответствующих возрастной категории учащихся, с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Широкие возможности и преимущества информатизации обучения открываются как раз на примере русского языка.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала.
Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания русского языка в начальных классах, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. В программах предлагаются различные стратегии обучения, учитывающие различия в интеллектуальных и психологических особенностях детей.
Подача эталонов для проверки учебных действий, анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что необходимо начинать формировать у учащихся с начальной школы.
Однако эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.
Особенности процесса обучения школьников, его цели, соотнесенные с функциями и основными требованиями к использованию компьютерных технологий определяют условия, при которых эти технологии значительно повысят эффективность учебного процесса.
Компьютер в обучении школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин. Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам.
Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного процесса. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания.
Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности.