Игры и игровые технологии в современном образовательном процессе
Современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов обучения. Особую роль в этом процессе играют игровые технологии.
Они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире и в России в частности неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать детей изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
В начале XXI-го века широкое распространение в нашей жизни получили технологии мультимедиа и Интернета, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Одной из самых существенных черт любой подобной технологии является воспроизводимость ее обучающего цикла. В созданных играх по русскому языку такой цикл содержит следующие этапы:
1) установление целей обучения, предварительная оценка уровня обученности;
2) определение совокупности учебных процедур и корректировка результатов;
3) итоговая оценка результатов и постановка новых целей.
Сам процесс обучения при этом складывается из блоков, наполненных разным игровым содержанием.
Разработанные игровые программы включают разные темы школьного курса русского языка, содержат основополагающие знания, интерактивные тренажеры, составленные с опорой на элементы устного народного творчества, материалы по орфографии, пунктуации, морфологии и другим разделам. Игровая форма подачи материала обеспечивает предельную простоту действий школьника. Для каждого варианта игры предлагаются опорные графические картинки, включающие красочную анимацию, в которой «зашифрованы» правила русского языка. В результате дети должны будут преодолевать многочисленные препятствия, решая языковые загадки, накапливая знания и продвигаясь к правильным ответам. Программа гармонично сочетает методику преподавания русского языка с возможностями информационных технологий. Все орфографические и пунктуационные правила, использованные в играх, классифицированы и собраны в разнообразные структурные схемы, различающиеся по уровню сложности и возрастным особенностям обучающихся.
Цель игры в дидактическом аспекте – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка учащихся к выполнению заданий на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Работа с таким инструментарием даст возможность:
- встроить игровую деятельность в процесс интерактивного обучения;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь;
- вовлечь учеников в самооценивание или партнерское оценивание;
- обеспечить обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;
- укрепить уверенность в том, что каждый ученик может добиться успехов в учении;
- вовлечь учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания результатов в игровой форме.
Однако следует учитывать, что использование игровых компьютерных программ в процессе обучения детей разного возраста имеет свои специфические особенности.
Так, например, в начальной школе это позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Особенно актуальны игровые компьютерные программы в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов и анимации. Использование компьютерных технологий в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Организация учебного процесса в начальной школе прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка. Следовательно, компьютерные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием компьютерных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) позволяет решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Использование игровых компьютерных программ в обучении подростков подчиняется следующим педагогическим целям:
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая помимо передачи информации и заложенные в ней знания .
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
- формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами- тренажерами);
- развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
-подготовка специалистов в области информационных технологий;
-подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
- Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
-выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности;
-углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника.
У старшеклассников по сравнению с подростками интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Старшеклассникам свойственно стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, особенно в информационном обществе, где каждый «работает» с электронной информацией.
Также у старшеклассников наблюдается интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач. Это во многом и определяет применение компьютерных технологий для организации проблемно-поисковой деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.
Старшие школьники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться, В связи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. То есть, свое отношение к учению учащиеся связывают с присущими им индивидуальными психическими особенностями.
Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Дать старшекласснику такие задачи—вот вопрос, который должен волновать учителя.
Старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства - не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию.
В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы.
Старший школьный возраст - это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных форм деятельности: дискуссий, лабораторно-практических работ, изучения первоисточников и, конечно же, все это должно сопровождаться использованием современных компьютерных технологий.
Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащегося.
Применительно к практическому использованию компьютерных технологий в образовательном процессе это означает:
тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;
оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;
индивидуальный подход к обучающемуся и его адаптацию в процессе обучения.
Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учащегося, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания.
Использование компьютерных технологий в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.
Компьютерные технологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому должны в большей или меньшей степени быть совместимыми с этим процессом, но в то же время создаваемые или созданные КТ могут активно влиять на изменения не только методики преподавания, но и целиком на всю технологию учебного процесса. Реализация новых видов управляющих воздействий в условиях применения КТ в значительной степени упрощается благодаря индивидуализации обучения и возможностям быстрого контроля знаний как нового материала, так и любого пройденного.
Возможность применения КТ появляется в том случае, когда выполняемые учителем и старшеклассником задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.
Принципиальное отличие КТ от любой другой системы обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Учащийся, получая информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.
Управление обучением включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащегося и контроль за этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь, организация определенной деятельности требует и определенной формы контроля, и конкретного способа регистрации этой деятельности. Возможны сочетания этих процессов и переходы от одного к другому.
Все эти обстоятельства как раз и определяют специфику использования игровых компьютерных программ для учащихся разных возрастных групп.