Хачикян Елена Ивановна
профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой литературы Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского
В настоящее время главная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления. В федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях четко прослеживается значимость смыслового чтения, оно является метапредметным результатом. Как сформировать у обучающегося высокий уровень читательской грамотности, интерес к чтению, стремление свободно ориентироваться в огромных потоках информации, анализировать их и верно трактовать полученные данные? Речь пойдет о современных технологиях преобразования и интерпретации информации, формах и методах работы с текстом, способствующих эффективному процессу формирования современного читателя. В центре внимания – инструментарий формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.