Цель мастер-класса:
Охарактеризовав современность как цифровую эпоху, рассмотреть плюсы и минусы изучения и преподавания русского языка в наше время. Хотим мы этого или не хотим, система образования и, в частности, обучение русскому языку постепенно встраиваются в электронный формат.
О чем мы будем говорить на мастер-классе?
- Остановимся подробнее на изменениях, произошедших в учебном процессе, и рассмотрим их с точки зрения преподавателей и учащихся. Дистанционное обучение сегодня подчас пытаются представить как наиболее желательное и чуть ли не единственно возможное в будущем. Однако такая форма работы полезна как вспомогательная (дополнительная). Дистанционные технологии в образовании не смогут в полной мере заменить традиционного очного обучения, а попытки представить их безальтернативными «прискорбны».
- «В современной образовательной среде, насыщенной образовательными ресурсами нового поколения, принципиально меняется роль преподавателя. Новые педагогические компетенции должны быть адекватны возможностям современных инструментов и технологий» (Николенко, 2015).
- На данный момент невозможно заменить «живого» преподавателя и атмосферу аудиторных занятий, однако мы все должны быть готовы и обязаны уметь работать в «цифровых» условиях без потери качества образования.
- Проведение уроков в режиме онлайн связано с преодолением большого количества трудностей, о которых поговорим подробно.
- Остановимся и на положительных моментах дистанционного обучения. Их тоже немало. Рассмотрим формы работы на уроках русского языка, которые стали возможны благодаря применению информационно-коммуникационных технологий.
- Для учащихся процесс перехода изучения русского языка в онлайн-формат был достаточно лёгким. Они продолжали работать со своими преподавателями в привычном графике. Единственное, что изменилось – формат (уроки проходили в конференции Zoom и в Google Classroom), но, как мы уже говорили ранее, для современных учащихся это привычный формат общения.
- Можно сказать, что в данном случае, именно благодаря пандемии все мы, обучающие и обучаемые, в полной мере осознали потенциал разного рода цифровых средств для передачи и получения знаний.