Черкашина Татьяна Тихоновна
доктор педагогических наук, зав. кафедрой русского языка ФГБОУ ВО Российский государственный университет им А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) академик Петровской академии наук и искусств
О чем мы будем говорить на мастер-классе?
Мода на диалог объективно доказывает, что многомерный мир не может быть освоен без умения слушать и слышать друг друга. В самом языке на семантическом уровне заложен диалогический принцип постижения мира: за словом стоит множество смыслов.
Язык диалога – это специфическое средство управления сознанием. Проявление семиотики смысла в качестве важного компонента текста регулирует взаимоотношения «в цепи текстов», тогда как «ответы» на «запросы» являются своего рода «приглашением» к диалогу. В тексте в полной мере проявляется языковая личность, воспринимающая текст не сам по себе и создающая текст не ради текста. Таким образом, можно сказать, что личность диалогического типа отличает
а) авторство как «диалогический ответ»;
б) диалогическая адресность как «диалогический вопрос»;
в) системообразующая речевая компетентность как «экспертиза» своего и чужого речевого поведения (рефлексия).
Языковые контактоустанавливающие средства формируют умение удерживать внимание аудитории, подчеркивают адресованность информации, «ведут» по речевому «маршруту», активизируя внимание к наиболее значимым проблемам, побуждают к совместному речемыслительному действию Автора и Слушателя.
Будет предложено проанализировать на конкретных примерах эффект использования в речи языковых контактоустанавливающих средств ведущими политиками, успешными журналистами, чтобы убедиться в том, что языковые контактоустанавливающие средства помогают установить контакт с партнером по взаимодействию, поддерживать его, не нарушая коммуникативного равновесия.
Презентация контактоустанавливающих средств языка покажет участникам мастер-класса их коммуникативную оценку и варианты прогнозирования наиболее эффективного использования специальных лексико-грамматических моделей в собственной речи.