Новость

Сенсорные музыкально-дидактические игры

Описание: Методические материалы, разработанные нашими специалистами и партнерами.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 103

#1 Анастасия » 14.08.2017, 00:59

Внедрение игр с русским образовательным содержанием в практическую деятельность педагога дошкольной образовательной организации
***
Использование сенсорных музыкально-дидактических игр, основанных на сказочном сюжете
в познавательно-речевом развитии детей-билингвов

Качественное владение русским языком - показатель успешной социализации ребёнка на территории РФ. Сегодня роль этого тезиса необычайно велика, причем он распространяется не только на детей-инофонов (что традиционно отмечалось в качестве первоочередной задачи их социокультурной адаптации), но и на исконных носителей русского языка. Происходящие в мире процессы глобализации актуализируют проблемы диалога культур в воспитании и образовании детей в государствах федеративного устройства, особенно если речь идёт об осуществлении единой демократической педагогической стратегии в многонациональной среде (Хамраева Е.А.).
Как развить у дошкольника-билингва слуховое восприятие, сформировать сенсорные эталоны звука, что в значительной степени позволит стимулировать речевое развитие, — тема данной статьи.

***
Умение «слышания» - способность запоминать и реагировать на звук, выделять его характерные особенности и «слушания» - воспринимать звуковую информацию, — очень важная человеческая способность, без которой ребёнку трудно ориентироваться в окружающем мире. От степени развития слухового восприятия зависит усвоение и функционирование речи ребенка, а значит, и его общее психическое развитие.
М. Ибука считал сенсорную реакцию ребёнка на звук основой эстетического восприятия, неотделимого от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения.
Взаимосвязь музыки и речи очевидна. Музыка, как инструмент эстетического освоения действительности, развивает умение чувствовать и мыслить, выражать себя и понимать других. Многие навыки музыкального восприятия, кажущиеся музыкально-специфическими, в действительности теснейшим образом связаны с такими компонентами как коммуникативный и речевой опыт, двигательно-динамический и сенсорный опыт. По мнению Н.А. Ветлугиной, «музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нём переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них» .
Общеизвестно, что звукам музыки и речи характерны общие сенсорные свойства: высота, тембр, динамика, ритм/длительность. Однако абстрактное восприятие ребёнком звуков (нельзя увидеть и потрогать, отношения звуков развертываются не в пространстве, а во времени) затрудняет их выделение и сравнение. В этой связи хочется обратить внимание на неограниченные развивающие возможности музыкально-дидактических игр, основанных на сюжетных образах сказок. С помощью сказочных образов можно подобрать доступные ассоциации, близкие детским представлениям о мире и связать с ними исследуемые ребёнком свойства звуков. Объяснением этому служит несколько факторов.
Во-первых, в силу недостаточности жизненного опыта дошкольникам свойственно решение проблем неопределенности (какими в нашем случае являются сенсорные эталоны звука) в форме сказочной мифологии. Во-вторых, сказка, особенно народная, — традиционно излюбленный жанр детского чтения. В-третьих, «…сказка, являясь образным отражением мира, требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, понимания внутренних психологических мотивов поведения героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический» .
Если обратиться к богатейшему сказочному наследию, можно заметить, что в любой сказке содержится музыкальная основа. Например, в русской народной сказке «Козлятки и волк», таковой является ритм и тембровая окраска голосов Козы и Волка:
«…Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт:
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:
Вы, детушки, вы, батюшки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла...» .
Петушок в сказке «Заюшкина избушка» прогоняет коварную лису песенкой (ритм: чередование долгих и коротких звуков):
Иду на ногах,
В красных сапогах!
Или медведь в сказке «Маша и медведь»: говорит низким голосом, двигается тяжело и медленно (высота, длительность, тембр); Колобок поёт свою песенку и катится по дорожкам разной длины от героя к герою (высота звука, длительность и тембровая окраска различных регистров) и т.д..
Как подчёркивала Н.А. Ветлугина, музыкально-дидактические игры должны строиться по такому принципу, когда «…задания и упражнения направлены на то, чтобы ребенок приучался различать высокие и низкие, долгие и короткие звуки, движение мелодии вверх и вниз. Условные обозначения дают наглядное зрительное представление о том, какой звук выше или ниже, направляется он вверх или вниз. Во взаимодействии с пояснениями, вопросами взрослого, пением и игрой ребенок лучше усваивает то, что ему объясняют.»
Для развития способности избирательно сосредоточиваться на сказочном образе и реагировать на определённое свойство музыкального звука необходимо опираться на имеющиеся у ребёнка впечатления. В связи с этим целесообразно использовать игровые символы-заместители в качестве условных обозначений свойств звука (см. рис.1), а также на яркое образное сравнение звуков со сказочным сюжетом или её героями. Это усилит интерес ребёнка к выполнению упражнений и позволит закрепить в представлении ребёнка образ музыкального звука, эмоционально-чувственный по своей природе, что значительно расширит музыкальное восприятие и создаст необходимые предпосылки формирования речи.

Изображение

Например, историю о том, как петушок подавился бобовым зернышком (р.н.сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»), можно рассказать с помощью игровой ситуации. И вот ребёнок быстро клюёт (стучит) пальчиком-«клювиком» петушка по маленьким/коротким звукам-зёрнышкам и долго задерживается на больших/долгих звуках-зёрнах. Из-под пальчика-клювика ребёнка звучит ритмический рисунок русской народной песенки «Петушок».

Изображение

Слово значительно усиливает образные сравнения, способствует сонастройке с необходимым сказочным образом, усиливает его эмоциональное восприятие, позволяет представить образ в определённом развитии. Например, приговорка по мотивам р.н.сказки «Война грибов и ягод» поможет ребёнку не только ощутить её маршевый характер, но и подчёркивает динамически-контрастный характер персонажей: громкий и требовательный призыв Боровика и тихий, осторожный ответ других грибов.
На поляночке, под дубом, на зеленой на траве,
Боровик грибы скликал в помощь в ягодной войне:
- Раз! Два! Все в ряд!
Стройся, отряд!
- Ах…Ох…Нет…Нет», -
Грибов ответ.
Без сенсорных эталонов звука невозможно овладение смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи. Поэтому большую роль в таких играх играют различные источники сенсорной информации следующих уровней:
• визуальный (зрительные образы);
• аудиальный (звуковые образы);
• кинестетический (двигательные образы)

Изображение

В процессе выполнения сенсорных заданий ребёнок активно задействует:
- (З) зрительный канал восприятия (когда рассматривает иллюстрации и подбирает соответствующие цвета для обозначения громкости звучания и цветовой высоты звука с использованием цветовой «сенсорной гаммы»),
- (С) слуховой канал (когда слышит стихи, задания, контролирует своё исполнение во время пения, игры на детских музыкальных инструментах, пианино/синтезаторе),
- (Д) двигательный канал (когда раскрашивает изображения громкости звука, в том числе с разной силой нажима, исполняет различные ритмические рисунки и мелодии на детских музыкальных инструментах, пианино/синтезаторе).
В качестве примера рассмотрим систему сенсорных заданий музыкально-дидактической игры по русской народной сказке «Жихарка», персонажи которой (кот, Петя, Жихарка) помогут ребёнку почувствовать сильную и слабую доли музыки (ударный и безударный слоги), передать их чередование голосом и игрой на инструменте.
Комментарий для педагога: в музыке, как и в речи, содержатся ударные и безударные звуки/слоги, которые могут соотноситься с определённой силой звучания. Ударный слог – сильная доля (громкий звук), безударный – слабая (тихий звук).
В ходе игры ребёнку может быть предложено несколько видов сенсорных заданий:
1. Задание взрослого. Что ты видишь? (показывает ложку).
Действия ребенка: Произносит слово. Берет в руки, исследует, экспериментирует с ее звучанием и т.д.
2. Задание взрослого. Громко ударь ложкой по столу и послушай, какой получился у тебя звук. Громкий звук.
3. Действия ребенка: ударяет громко ложкой по столу. Повторяет вместе со взрослым «громкий звук».
Задание взрослого. Раскрась чёрным изображение громкого звука – нажимай на карандаш сильно.
Действия ребенка: раскрашивает условное изображение громкого звука, стараясь нажимать на карандаш сильно.
4. Задание взрослого.Тихо ударь ложкой по столу.
Действия ребенка: ударяет тихо ложкой по столу. Повторяет вместе со взрослым «тихий звук».
Задание взрослого. Раскрась серым изображение тихого звука – нажимай на карандаш слабо.
Действия ребенка: раскрашивает условное изображение тихого звука, в ходе работы старается нажимать на карандаш слабо.
5. Задание взрослого. Показывает картинку с героями сказки. Назови героев сказки.
Действия ребенка: Произносит: Кот, Пе-тя, Жи-хар-ка.
6. Задание взрослого. Раскрась в именах героев изображения звуков: «громкого» (сильно нажимай на карандаш); «тихого» (слабо нажимай).
Действия ребенка: раскрашивает условные изображения звуков, в ходе работы нажимает на карандаш с различной силой.
7. Задание взрослого. Что ты слышишь? Посмотри на рисунки, на которых изображены наши герои. Проговори и прохлопай имена героев: громко хлопай на сильную долю, тихо стучи пальчиком о пальчик на слабую.
Действия ребенка: ребенок проговаривает и прохлопывает имена героев с разной силой звучания.
8. Задание взрослого. Послушай и отгадай, кто хозяин ложки (взрослый ложкой стучит по столу имена героев, подчёркивая сильную и слабую доли).
Действия ребенка: ребенок обводит на рисунке героя, если отгадал (или поднимает карточку с его изображением).
9. Задание взрослого. Загадай мне имя героя. Простучи по столу ложкой ритмический рисунок его имени: сильную долю играй громко, слабую – тихо.
Действия ребенка: ребенок исполняет ложкой по поверхности стола ритмический рисунок имени героя.
10. Задание взрослого. Рассмотри игровое поле макета клавиатуры пианино/синтезатора. Выбери любую клавишу и наклей на неё стикер с ложкой.
Действия ребенка: ребенок находит на макете клавиатуры любую клавишу и наклеивает на неё стикер с ложкой.
11. Задание взрослого. Пальчиком по клавише по-разному играй,
Кто хозяин ложки мне (ребятам) загадай!
Действия ребенка. Ребенок загадывает взрослому имя героя: стучит пальчиком по выбранной клавише макета клавиатуры с разной силой звучания.
12. Продуктивно-творческая деятельность.
Задание взрослого. Найди на клавиатуре пианино/синтезатора такую же клавишу и наклей на неё стикер с ложкой.
Действия ребенка. Ребенок находит на клавиатуре пианино/синтезатора выбранную клавишу и наклеивает на неё стикер с ложкой.
13. Задание взрослого. Исполни на выбранной клавише своего пианино имена героев. Соблюдай сильную и слабую доли.
Действия ребенка. Ребенок исполняет имена героев: исполняет на выбранной клавише клавиатуры ритмический рисунок имени героя, по возможности стараясь придерживаться разной силы звучания.
***
Элементарное музицирование на пианино/синтезаторе – продуктивно-творческая деятельность ребёнка, в результате которой у него активизируется и развивается эмоциональный механизм «я могу!», подключающий мышление, формируется позитивное отношение к жизни, вера в свои силы и возможности (оптимизм, привносящий энергию духовной жизнедеятельности).
Н.А.Ветлугина считала накопление опыта исполнительства необходимым условием детского музыкального творчества и развития мелодического слуха, чувства ритма, голоса. Игровой мотивацией для исполнения на инструменте простейших песенок-попевок, посвящённых каждой сказке, может служить то, что для ребёнка фортепиано (пианино/синтезатор)— символ музыки, а тот, кто играет на нём — почти волшебник, который с помощью своих рук (как определил это состояние Ф.Шопен), может «управлять звуками». Несложные мелодии ребенок может исполнить самостоятельно, что поможет закрепить программный материал, а также выразить своё чувствование звука в пространстве сказочного сюжета.
Значительно облегчает выполнение заданий игра на разноцветных клавишах, каждая из которых соответствует определённому цвету и высоте звука (в дальнейшем он станет для ребёнка символом конкретной ноты). Игра по цветным клавишам даёт ребёнку возможность переиграть большое количество песенок. Это позволит почувствовать себя самостоятельным и успешным исполнителем и разовьёт ответственность за красивое исполнение, повысит статус среди сверстников.

Изображение

Методика работы за инструментом имеет следующие особенности:
• ритмизованная речь (небольшие стишки, посвящённые каждой клавише, ситуации сказки или герою). Слова песенок-приговорок помогут ребёнку проникнуться эмоциональным настроем, связанным со звучанием клавиши/клавиш и найти её в игровом пространстве макета-клавиатуры:
Оранжевую клавишу
Меж листиков найди,
На клавише оранжевой
Ты репку посади. (приговорка по мотивам р.н.сказки «Репка»);
Под берёзкой строим дом,
Будут жить козлята в нём.
Клавиша красная –
Будет дом прекрасный! (приговорка по мотивам р.н.сказки «Как коза избушку построила»)
Например, в музыкально-дидактической игре по сказке «Журавль и цапля» текст приговорки поможет ребёнку не только найти нужную клавишу для исполнения попевки «Как журавль и цапля сватались», но и запомнить ритмический рисунок, передающий характер шагов героев:
Красные клавиши
В песенку сложились,
Из-под пальчиков твоих
Сказка появилась:
Как журавль-то: ТЯП – ТЯП!
Ну, а цапля: Шаг-Шаг-Шаг!

• изображения «цветоноток» и клавиатуры фортепиано — первые ноты ребёнка (см. рис.5). «Цветонотки» и клавиши на игровом поле макета-клавиатуры ребёнок раскрашивает и соединяет каждую «цветонотку» с соответствующей цветной клавишей:
• фортепиано/синтезатор. Использование цветных стикеров на клейкой основе поможет ребёнку ориентироваться в пространстве клавиатуры фортепиано. Цветные стикеры, необходимые для исполнения попевки, ребенок вырезает и наклеивает на клавиши инструмента.
Играя на инструменте, ребёнок учится соотносить звуковой образ с движениями рук, ощущением пальцев. Сначала нажимает на клавишу пианино/синтезатора средним пальчиком, работая поочерёдно то правой, то левой рукой, впоследствии подключает к игре и другие пальчики.

Изображение

Следует подчеркнуть также здоровьесберегающий эффект подобных игр. «Разнообразные способы взаимодействия ребенка со звуками оптимизируют практически все стороны его психического и физического развития… звук — самый сильный интегрирующий фактор, оказывающий влияние на весь организм ребенка».
Музыкально-дидактические игры по сказочному сюжету следует проводить в удобное для детей время, при этом идеальным является время после прочтения сказки, а благоприятным — не позднее следующего дня.
Активизация сенсорной системы ребёнка в процессе выполнения заданий позволит педагогу решить несколько развивающих задач:
- «перезагрузка» в сторону сказки;
- обогащение сенсорного опыта;
- включение творческого мозга;
- расширение музыкального восприятия в целом;
- создание необходимых предпосылок формирования речи дошкольников.
Сенсорные музыкально-дидактические игры с образовательным содержанием, основанные на сказочном сюжете, обладают разносторонним эффектом:
- обеспечивается более высокий уровень речевого развития ребёнка (в том числе с речевыми нарушениями); развивается высота, сила, тембр голоса, интонационная выразительность речи;
- дети учатся думать, творить, фантазировать, сочинять, развивать свои коммуникативные умения;
- стимулируется художественно-эстетическое развитие;
- формируется внимание, наблюдательность, память и др..
Описанная выше система работы педагога по организации совместной деятельности с ребенком «…развивает мышление, речь, общение, воображение,…личностное, физическое и художественно-эстетического развитие детей.

Скачать программу (zip, 8,5 Мб)

Буримечкова А.
Буримечкова А.

#2 Буримечкова А. » 07.09.2017, 12:55

Я учусь в России, но сама из Молдовы. Ваши материалы очень полезны в работе, обязательно буду использовать их в практике.

Евгения А.
Евгения А.

#3 Евгения А. » 08.09.2017, 13:33

Спасибо за полезные материалы!

Дина
Дина
Репутация: 5

#4 Дина » 15.09.2017, 17:43

Цветная музыка творит чудеса!!!! Красиво, интересно, а самое главное - детки очень быстро воспринимают информацию!!! Жизнь в красках - это Весело!!! Успехов вам!
Дина Юматова, автор пособий по общему развитию дошкольников в программе для детей-билингвов «Разноцветная планета», дипломант Международного детского фестиваля «World Children’s Day» (Бельгия)

Дина
Дина
Репутация: 5

#5 Дина » 18.09.2017, 17:51

Цветная музыка творит чудеса!!!! Красиво, интересно, а самое главное - детки очень быстро воспринимают информацию!!! Жизнь в красках - это Весело!!! Помимо этого, мы развиваем не только музыкально-сенсорные способности ребёнка-билингва, но и способствуем его речевому и интеллектуальному развитию. Методика "Волшебные клавиши" работает на благо ребятишек уже более 10 лет и приносит свои позитивные результаты!
В группах (ВКонтакте) "Русский язык в странах дальнего зарубежья" и «Русский язык в странах СНГ» я разместила видео, на котором девочка 5 лет исполняет по цветным ноткам и клавишам русскую народную песенку «Петушок».
https://vk.com/rustudyorg?z=video231264922_456239 ... 5020f50/pl_post_-149294245_166
https://vk.com/rustudyorg?z=video231264922_456239 ... 453f91a/pl_post_-149294245_166
Если ссылка не откроется, смотрите материал моего проекта "Играю и говорю по-русски"
Дина Юматова, автор методики "Волшебные клавиши"
Всем успехов!
Дина Юматова, автор пособий по общему развитию дошкольников в программе для детей-билингвов «Разноцветная планета», дипломант Международного детского фестиваля «World Children’s Day» (Бельгия)

Дина
Дина
Репутация: 5

#6 Дина » 29.09.2017, 22:30

Я, Юматова Дина Борисовна, являюсь автором данной методики проведения сенсорных музыкально-дидактических игр и автором данной статьи.
Если будете работать по этой системе, вам поможет рабочая тетрадь "Музыка движения", составлены все игры в "привязке" к русским народным сказкам (16 сказок)
Юматова Д. Б. Рабочая тетрадь «Музыка движения». Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет – М.: Ювента, 2013)
http://www.books.si.ru/item463.htm
Со сказками вы можете познакомить детей.
Альбом для детей-билингвов «Дидактические и демонстрационные материалы «Русские сказки» (под ред. С.В. Игнатовой – М.: Ювента, 2012, 2013, 2014) для детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.
3-4 http://www.books.si.ru/item409.htm
5 лет http://www.books.si.ru/item459.htm
6 лет http://www.books.si.ru/item512.htm
Вложения
Музыка движения.png
Музыка движения. Рабочая тетрадь
409.jpg
Альбом сказок 3-4 г.
409.jpg (48.71 КБ) 414 просмотров
Дина Юматова, автор пособий по общему развитию дошкольников в программе для детей-билингвов «Разноцветная планета», дипломант Международного детского фестиваля «World Children’s Day» (Бельгия)


Название раздела: Методические материалы
Описание: Методические материалы, разработанные нашими специалистами и партнерами.

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Методические материалы»