Новость

Информационный доклад «Русский язык в мире»

Описание: Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для акторов и инициаторов действий по продвижению русского языка, российской культуры, науки и образования

Анастасия
Анастасия
Репутация: 103

#1 Анастасия » 09.09.2017, 12:34

Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для акторов и инициаторов действий по продвижению русского языка, российской культуры, науки и образования

«Русский язык в мире»


6 июня отмечается День русского языка как одного из официальных языков ООН. О значении русского языка в современном мире нашему журналу рассказал Виктор Погадаев – профессор, лингвист, преподаватель русского языка в Университете Малайя.
Современное языковое развитие мира продолжает тенденции, заложенные в 70-х годах ХХ века, и характеризуется двумя разнонаправленными процессами: развитием национальных языков и все большим распространением нескольких языков как средств широкого межгосударственного, межнационального и мирового общения.
Мировой язык – специфическая категория современного этапа языкового развития человечества. Он характеризуется определенной совокупностью свойств: глобальность распространения, сознательность принятия, объем и специфика функций.
В настоящее время по степени распространенности русский язык пока еще занимает четвертое место в мире. Лидирует английский язык, для 500 млн человек он является родным или вторым языком и еще свыше 1 млрд человек владеют им как иностранным. На втором месте китайский язык, которым владеют как родным свыше 1350 млн человек. Третье место занимает испанский язык, на котором говорят около 360 млн человек. У французского языка, которым в настоящее время владеют около 270 млн человек, есть все основания переместиться на более высокое место рейтинга мировых языков. К числу мировых языков следует отнести хинди/урду (260 млн человек), арабский (230 млн человек), португальский (в настоящее время им владеет свыше 190 млн человек) и бенгали (около 190 млн человек).
В современном мире говорят о «буме русского языка», поскольку, несмотря на постперестроечные потрясения и катаклизмы, реформы и преобразования, возможность читать в оригинале выдающиеся произведения литературы, имеющей общечеловеческую значимость, все активнее прогрессирует как основной мотив его изучения в различных точках Земли.
Русский язык сохраняет давнюю традицию успешного изучения в массовой системе народного просвещения разных стран. Возможность получения высококачественного образования на базе русского языка – это один из важнейших факторов, способных обеспечить его позиции в современном мире. В целях сохранения русского языка и культуры в странах дальнего зарубежья специалисты-филологи активно занимаются популяризацией русского языка, разъяснением перспектив его практического использования.
В связи с интернационализацией науки и использованием высоких и опережающих технологий русский язык вовлечен в орбиту глобального информативного, преимущественно письменного обмена как «научный язык». Русский – один из немногих языков, включенных во всемирную сеть средств массовой информации: печать, радио, телевидение.
В начале XXI века поистине всеохватывающий характер получили утилитарные нужды личного общения в торговле, дипломатии, быту, но не в силу частных жизненных и профессиональных условий, а под давлением межгосударственных политических, хозяйственных, научных и культурных связей, требующих широкого взаимопознания, начиная от встреч глав правительств до массовых туристских экскурсий.
Конкурентоспособность русского языка очевидна. Он успешно выступает на мировой арене в качестве языка-посредника. Берет на себя функцию передачи не только собственно-содержательной, но и национально-специфической сторон общезначимых достижений других народов и их языков.
В настоящее время русский язык является родным для 130 млн граждан Российской Федерации, 26,4 млн жителей республик СНГ и Балтии и почти 7,4 млн жителей стран дальнего зарубежья (прежде всего Германии и других стран Европы, США и Израиля), то есть в общей сложности для 163,8 млн человек. Свыше 114 млн владеют русским как вторым языком (преимущественно в государствах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья).
Широко публикуемые в мире статистические данные свидетельствуют о том, что самым действенным фактором приема русского языка в «клуб мировых языков» оказались исторические события и свершения народа – носителя этого языка.
Одним из признаков мирового языка следует считать его распространение за пределами монолитной и исконной территории, его изучение в разных странах мира. Дополнительным свойством русского языка как мирового является характер его усвоения – не только от поколения к поколению через семью, окружение, через межнациональные браки, через волны эмиграций и миграций, но и путем сознательного, обычно «академического», «делового», «научного», «творческого» обучения. Для мирового языка существенно не только число владеющих им, но глобальность расселения носителей языка, охват ими разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных государствах.
Таким образом, на русском языке на планете говорят 170 млн человек и 350 млн его понимают. Сейчас за пределами России проживает около 30 млн человек, для которых он является родным. Кроме того, 180 млн человек изучают русский язык, что делает его языком глобального общения.
Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.
Сохраняя свою уникальность и идентичность на громадном пространстве и на протяжении длительного времени, русский язык вобрал в себя богатства языков Запада и Востока, освоил греко-византийское, латинское, восточное и старославянское наследие. Он воспринял достижения новых языков романского и германского ареалов Европы. Однако главным источником его развития, обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, нескольких поколений российских деятелей науки, политики, культуры и литературы – благодаря им русский язык стал высокоразвитым, богатым, упорядоченным, стилистически дифференцированным, исторически сбалансированным мировым языком.
В рамках конкурентоспособности образования особую роль играют образовательные программы, а также международные программы оценки качества образования:
1. Программа (греч. programma – объявление, предписание) (1) – содержание и план деятельности; (2) – краткое изложение содержания учебного предмета, реализуемое в практической деятельности и основанное на научных прогнозах.
2. Программа авторская – образовательная программа, составленная отдельными учеными или коллективом, направленная на реализацию авторской концепции в области обучения и воспитания.
3. Программа адаптированная – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития социальную адаптацию указанных лиц.
4. Программа A-level – (экзамен средней школы на повышенном уровне) – двухгодичная подготовительная программа, результаты экзаменов которой, являются стандартным критерием отбора при поступлении в университеты Великобритании. Принимаются школьники, достигшие 14-16-лет, имеющие документ об окончании среднего образования и уровень знания английского языка не ниже среднего (международный тест IELTS необходимо сдать не ниже, чем 5.0 баллов).
5. Программа International Baccalaureate или IB (Международный бакалавриат) – программа разработана в 1968 году в Швейцарии как универсальная двухгодичная программа с общим учебным планом, позволяющая считать образование, полученное в другой стране эквивалентным национальному.
6. Программы международной оценки качества образования:
7. - PISA – международная программа по оценке эффективности образовательной системы в обеспечении достижений учащихся 15-летнего возраста необходимыми знаниями, умениями и навыками для полноценного их участия в жизни общества, оценивающая: грамотность чтения, математические и естественно-научные навыки, факторы результативности. Разработчик и организатор программы – Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭРС (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development).
8. - TIMSS – международная программа по сравнительной оценке качества математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе, включающая не только оценку знаний и умений, но и отношение к предметам, интересам, мотивации к обучению.
9. - PIRLS – международная программа тестового оценивания и сравнения уровня, качества и понимания текста учащимися начальной школы. Разработчик и организатор программы – Международная ассоциация оценки успеваемости в образовании.
10. - CIVED – международная программа тестирования глобального понимания гражданских знаний, понятий, опыта и мотивации у 14-летних учащихся, включающая: знание конституции, гражданских обязанностей; включенность в жизнь государства, гражданское и национальное самосознание; социальное многообразие, помощь и стабильность.
11. - SAMEQ – международная мониторинговая программа оценки основных показателей образовательных ресурсов вкладываемых в образование; оценки общих условий для обучения, создающих возможность наращивания человеческого потенциала и профессионализма.
12. Программа образовательная – комплекс включающий: основные характеристики образования (цель, объем, содержание, планируемый результат); организационно-педагогические условия (формы аттестации, учебный план, календарный график учебного процесса, рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочные (тестовые) и иные методические материалы.

Название раздела: Информационно-аналитические материалы для акторов
Описание: Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для акторов и инициаторов действий по продвижению русского языка, российской культуры, науки и образования

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Информационно-аналитические материалы для акторов»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей