Новость

Комплекс игровых упражнений "Волшебный коврик"

Описание: Методические материалы, разработанные нашими специалистами и партнерами.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 103

#1 Анастасия » 14.08.2017, 01:16

«ВОЛШЕБНЫЙ КОВРИК» –
КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
(из опыта работы)


Ключевые слова: здоровьесберегающие ортобиотические технологии, комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями, релаксация и релаксационные упражнения, психофизическая гимнастика, музыкально-терапевтические средства, дыхательные упражнения, саморегуляция физического состояния и самочувствия, сенсорная чувствительность.

В современной системе воспитательно-образовательной работы всё большее распространение получают здоровьесберегающие технологии. Среди множества методик их применения в работе с детьми необходимо придерживаться очень полезного, на мой взгляд, совета К.С. Станиславского: трудное надо сделать привычным, а привычное – лёгким и приятным. С этой точки зрения здоровьесбережение может выступать как одно из условий достижения главной цели (образовательной, воспитательной, коррекционной).
В связи с этим представляют интерес здоровьесберегающие ортобиотические технологии (самосбережения здоровья и жизненного оптимизма) . Они, как яркие краски, оживляют, обогащают эмоциями и впечатлениями все реабилитационные мероприятия, проводимые с детьми, создают положительную доминанту в оздоровлении.
К примеру, в структуру занятий логоритмики, уже достаточно известную логопедам, очень гармонично вписываются игровые релаксационные упражнения, позволяющие разумно организовать чередование деятельности организма ребенка в ритме напряжение – расслабление, что формирует у детей навык регулирования мышечным тонусом, ритмичным дыханием и развивают их творческую фантазию и воображение, способствующее в значительной степени освоению языка.
Комплекс игровых релаксационных упражнений «Волшебный коврик» стал традиционным в завершающей части каждого занятия логоритмики. Думаю, что этот опыт пригодится специалистам, занимающимся с детьми в данном направлении.

Комплекс игровых релаксационных упражнений
«Волшебный коврик»


Релаксационные упражнения являются очень важным звеном психофизической гимнастики. Они направлены на произвольное расслабление мышц, которое достигается при помощи сочетания двигательной активности и мышечного расслабления. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание и расслабиться. К примеру, дети с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители нуждаются в релаксации больше других, а детям с медленной и слабой реакцией после расслабления мышц необходимо обязательно сделать несколько двигательных упражнений.
Приемы психофизической гимнастики, помогающие освоению релаксационных упражнений, следующие:
а) расслабление по контрасту с напряжением;
б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании;
в) мышечное и эмоциональное расслабление по представлению.
Эффективное взаимодействие специалистов, проводящих этот игровой релаксационный комплекс упражнений складывается благодаря интеграции методов психофизической гимнастики и музыкально-терапевтических методов. Длительность проведения игрового релаксационного комплекса – 7-10 минут.

Технология выполнения
Цели: помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.
Комплекс игровых релаксационных упражнений "Волшебный коврик" проводится в заключительной части занятия и включает различные виды упражнений основной части комплекса (в зависимости от поставленных педагогом целей), неизменны лишь подготовительный этап и формула выхода. Этапы проведения игрового релаксационного комплекса «Волшебный коврик»:
– подготовительный.
– основная часть комплекса
– формула «выхода».
Подготовительный этап.

«Волшебные движения»
Для достижения состояния релаксации необходима определённая двигательная нагрузка. Поэтому подготовительный этап включает подвижные игры, игры-хороводы, подвижные упражнения.
К примеру, детям очень полюбилась хороводная игра "Яблонька".
Описание. Дети стоят в кругу. В центре круга ребёнок-Яблонька (которого выбрали при помощи считалки).
Мы посадим яблоньку на горе, на горе.
Наша яблонька вырастет по весне, по весне. Дети идут хороводом вокруг яблоньки.
Ты расти-расти, наша яблонька,
В добрый час, в добрый час. Подходят к яблоньке и гладят её.
Потанцуй-ка, яблонька,
Ты для нас, ты для нас. Ставят руки на пояс, поворачивают корпус вправо-влево.
А мы нашу яблоньку
Все трясти будем, «Трясём» яблоньку.
А мы наши яблочки собирать будем! Имитация сбора яблок.
А мы нашу яблоньку все пощиплем,
Все пощиплем! Слегка пощипывают яблоньку.
И от нашей яблоньки
Убежим вихрем! Дети разбегаются, «яблонька» старается догнать кого-либо и осалить.
«Осаленный» ребёнок становится «яблонькой».
Упражнение проводится с музыкальным сопровождением.
После проведения игры «Яблонька» следует отдых детей на Волшебном коврике (изготовлен из ситцевой разноцветной ткани размером 3,5х4,5м).
Описание.
1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика (фото 1.). Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз, на выдохе протяжно произносят звук «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Сам процесс вызывает у детей массу положительных эмоций. К тому же интересным приёмом является визуальный опыт, полученный от наблюдения за поднимающейся тканью. Это как бы их диафрагма, наполняющаяся воздухом. Этот визуальный опыт пригодится детям в дальнейшем при выполнении дыхательных упражнений.
2-Затем дети садятся на пол, под ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением (фото 2).
3-Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные" слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!» (фото 3) Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) (фото 4) и ложатся (головами в центр круга).
Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

Основная часть комплекса
Основная часть комплекса включает различные виды упражнений, которые логопед выполняет с детьми в зависимости от целей занятия. Это могут быть: упражнения на дыхание, мышечная релаксация по контрасту с напряжением, упражнения по коррекции позвоночника в сочетании с дыханием, мышечная релаксация в сочетании с артикуляционной гимнастикой, закрепление состояний мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
Приведу описание некоторых из них.

«Волшебный воздух во мне» (дыхательные упражнения)
Психологический путь к релаксации лежит через ритмичное дыхание. Дыхание помогает ребенку справиться с нервным возбуждением, укрепляет его организм.
Цели игровых упражнений на развитие диафрагмального (брюшного) дыхания «Волшебный воздух во мне»:
-укрепление мышц диафрагмы, брюшного пресса и межрёберных мышц;
-развитие способности направленного управления дыхательными движениями посредством специальных упражнений.
Упражнения можно проделать также лежа на спине, положив ладошки на грудь и согнув ноги в коленях.
Описание:
Упражнение начинается с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые перед полетом в космос научились правильно дышать. Во время показа упражнения внимание детей обращается на следующее: «Когда вы нюхаете цветочки, надо сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. надувается мячик, а когда сдуваете пух с одуванчика (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать ямочку. Это упражнение повторяется 3 раза.
Последующее закрепление происходит с использованием специального методического приема. Дети разучивают слова:
Воздух набираю, мячик надуваю,
Воздух выдуваю, ямку получаю.
Затем эти слова вместо команды произносит логопед. Дети достаточно быстро усваивают, что во время вдоха надо «надуть» мячик: поднять грудь и животик; во время же выдоха – получить «ямку», т.е. одновременно опустить грудь и животик. Дети самостоятельно проверяют степень толщины своего «мячика». Контроль – осязательный.
Первоначально продолжительность каждого вдоха и выдоха равняется 2–3 секундам. По мере развития и совершенствования навыков диафрагмального дыхания впоследствии выдох делается продолжительнее вдоха (например, вдох – 3 секунды, выдох – 4 секунды).
Музыкальное сопровождение помогает выработке навыка спокойного дыхания.
…Когда начнется музыка, представь себе, что ты «вдыхаешь» звуки музыки ушами, носом, и ртом и всеми порами твоей кожи… (звучит музыка). Дыши глубоко через нос..и через уши..через кожу…Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и в твое сердце…Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…»

Комплекс упражнений по скручиванию – раскручиванию позвоночника
в сочетании с дыханием

Описание.
Хорошо потрудились, ребята. Надо немножко отдохнуть.
Дети ложатся на «волшебный коврик». Представим себя листочками разноцветными. Лежат листочки и играют между собой.
И.п. – дети лежат на волшебном коврике, ступни согнутых в коленях ног стоят на полу, руки лежат на полу ладошками вниз.
1-*набросить пятку правой ноги на колено левой ноги, вернуться в и.п. Повторить те же движения, начиная с левой ноги.
2- *ноги влево-вправо от себя, голова в противоположную от ног сторону, вернуться в и.п.;
3- *перевернуться на живот, поднять голову, плечевой пояс,
4 -*как лодочка качаемся - руки вытянуты вперёд, с одновременным подниманием ног.
5 -*корзина для листьев (лёжа на животе, руками захватить носки ног),
6 - *перевернуться на спину, полежать, подышать,
7 -*руки над головой, ноги лежат, широко расставлены – потянуться противоположными рукой и ногой, поменять руку-ногу (растягивание позвоночника).
Примечание: Смена движений всегда производится на выдохе.
Полежать – отдохнуть, закрыть глаза и вообразить, представить свой листочек, какой цвет у вашего листочка, у каждого – свой, потому что каждый из вас не похож на других. Значит, каждый из вас – единственное неповторимое чудо…

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
В практике нашей работы сложилось несколько вариантов выполнения подобных упражнений.
К примеру, на фоне тихой спокойной музыки следует ключевой текст, который помогает детям войти в состояние покоя (текст произносить медленным, размеренным голосом, звук голоса как бы «ведёт» ребёнка в необыкновенный мир):
Музыка играет – глазки наши закрывает…
Глазки закрываются – чудо совершается…
Носик музыку вдыхает и по телу отправляет…(повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)
Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).
Наши руки отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
Ветерок погладил ручки…
Ветерок погладил ножки……
Нашу шею не забыл,
Всех погладил, полюбил…
Надувает мой животик,
Медленно – сдувает…(повторить несколько раз)
Спасибо тебе, мой носик!
Как видно из текста, сначала вызывается расслабление рук (дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление). В релаксации очень важно и удобно задавать детям этические установки, развивать эмоцию любви, утончать восприятие природы.
Обратите внимание – логопед поглаживает каждого ребёнка, проверяя степень расслабленности мышц рук, ног. Ребёнок чувствует внимание к себе, он доверяет специалисту, проводящему с ним эти упражнения (фото 5).
Еще больше поможет достичь состояния мышечной релаксации сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением (упражнение «Тепло-холодно»).
…А теперь мы вместе с львенком и черепахой отдохнем и позагораем на солнышке. Сделайте большое солнышко (строят круг), а теперь ложитесь на спинку, головой в круг, руки лежат вдоль тела ладошками к солнышку. Какое яркое солнце светит нам в глаза! Прикройте глаза, и послушайте, что звучит вокруг вас, постарайтесь ни о чем не думать. (Звучит музыка). А теперь прислушайтесь к своему дыханию… дышите: вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох(1 мин.)… Нам хорошо, тепло под лучами солнышка, рукам нашим хорошо, тепло, ногам тепло, солнышко пробежало от носочков к макушечке (вдох) и обратно: от макушечки к носочкам (выдох). Хорошо! (1-2 мин.).
"Солнышко и тучка" (на напряжение и расслабление мышц туловища): Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).
А сейчас перевернемся на животик, вытянем перед собой руки, подтянем их к себе, встанем на четвереньки, не забудем, как львеночек, прогнуть свою спинку, сядем на пяточки и потянемся.
На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Так воспитывается чувство мышцы, необходимое для целенаправленного расслабления. Помимо этого дети вырабатывают навык спокойного, ровного дыхания.
Когда дети научатся расслаблять эти мышцы, можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата.
Мышечная релаксация в сочетании с артикуляционной гимнастикой.
Первая часть – это расслабление конечностей, мышц шеи и живота на основании прошлого опыта детей.
Вторая часть – выполнение детьми упражнений по регулированию своего дыхания. (1-2 минуты).
Затем педагог выполняет с детьми артикуляционную гимнастику.
Для детей создаются образы на протяжении всей релаксации (например, язык наш лежит как блинчик или с язычка течет холодная водичка и т.д.).
В качестве примера приведу один из вариантов.
"У моря". Представьте, что вы лежите у моря. Отдыхаете вместе с львенком и черепахой на песке. Теплое ласковое солнышко. Мы загораем. Подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (вдох)…Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот. Задержать дыхание. Энергично двигать руками и ногами. Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Нос загорает – подставить нос солнышку, рот полуоткрыт, летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях (двигать бровями вверх-вниз). Бабочка улетела совсем. Спать хочется. Расслаблены мышцы лица.

Закрепление состояний мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
На этом этапе мышечная релаксация вызывается только внушением.
Релаксация проводится на спине, на боку, но если кто-то из детей предпочтет другую позу, не стоит заострять на этом внимания.
На фоне сказки, которую рассказывает логопед, вводятся формулы по расслаблению частей тела, речевого аппарата. Звук голоса педагога как бы «привязывает» сознание ребенка, не давая ему погрузиться в состояние расслабленности слишком глубоко. Кроме известных уже детям формул по расслаблению частей тела вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их.
Не могу не остановиться о важности введения на этом этапе не только формул правильной речи, но и этических элементов воспитания души ребенка, обогащения его эмоциональных способностей. Можно предложить детям заглянуть внутрь себя, будто открывая одну за другой двери в самые сокровенные области сердца и в глубине увидеть чудесный цветок. Привожу текст целиком, т.к. здесь мощное воздействие оказывают ритм, звук, слово стихов.
Перед нами – громадная дверь,
Хочешь – верь, а хочешь – не верь.
За громадной дверью – большая,
А за нею – поменьше другая.
За маленькой дверкой – дверца,
И такая, что просто не верится.
А за нею – широкий двор,
Во дворе – высокий забор,
За этим забором – дворик,
А во дворике – низкий заборчик,
А за ним – уже дворик-крошка,
Он не больше, чем наша ладошка.
Но во дворике крохотном этом,
За заборчиком еле приметным,
Небывалая роза цветет,
Словно алое солнце встаёт!

Формула «выхода»
Правильное произнесение «формулы выхода» имеет большое значение.
 Сначала даётся команда на напряжение мышц (согнуть руки или напрячь руки) с одновременным вдохом.
 Команда одновременно выдохнуть, расслабить напряженные мышцы и затем открыть глаза, поморгать и улыбнуться.
Если сначала открыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание – выход из состояния релаксации замедлится. Может появиться чувство тяжести, ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Приказ выхода должен отдаваться решительно.
…Глазки ещё закрыты. Спокойно сделайте вдох, выдох. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости. Пошевелите пальцами рук, ног. Вдохните – сожмите пальцы в кулаки. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок. Хорошо потянитесь всем телом, сбрасывая с себя остатки сна…
Медленно выдохните. Выдыхаем-выдыхаем. Руки опускаем …
А теперь – наши глазки открываем. Откройте глаза. Поморгайте!
Хорошо нам отдыхать,…но пора уже вставать! Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Помашите хвостиком. Встали на коленочки, потянулись (фото 6). Встаньте на ножки… Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения. (фото 7. По окончании игрового комплекса)
Нельзя не остановиться на значении музыкально-терапевтических средств при проведении с детьми комплекса игровых релаксационных упражнений «Волшебный коврик». Релаксационный эффект музыкально-терапевтических средств в значительной степени объясняется воздействием музыки на центральную нервную систему ребёнка. Специфическая особенность музыки изменять эмоциональное состояние человека или же посредством ритмических движений стимулировать мышечную энергию помогает ребёнку строить свои движения в соответствии со звучащим музыкальным произведением, что позволяет выработать чувство речевого ритма. Поэтому музыка, привлекаемая в целях логопедической коррекции, на занятиях представлена следующими видами (по С.В. Шушарджану) :
1 – Активная музыкотерапия (ребёнок выполняет музыкально-двигательные упражнения и другие задания).
Различные музыкальные ритмы по-разному действуют на работоспособность мышц. Неловким, дискоординированным детям рекомендована бодрая, ритмичная музыка, стимулирующая их движения; детям со спастическими явлениями, тиками полезно двигаться под музыку с более плавным ритмическим рисунком (Шопен, Чайковский "Вальс цветов", оркестровые обработки Поля Мориа, Каравелли) (см. фото 8. Музыкотерапия).
2 - Пассивная (рецептивная) музыкотерапия отличается тем, что ребёнок принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия, не участвуя в нем активно.
Используется при проведении игровых релаксационных упражнений (описанных выше).
Пассивная музыкотерапия представлена музыкальными программами тонизирующей или успокаивающей направленности. Каждая из них состоит из нескольких фрагментов музыкальных произведений (примерно 3-5), различных по темповым и ладовым характеристикам. Время звучания – 5-7минут.
Педагогом по музыкотерапии Дёминой И.Б.. разработаны и апробированы следующие варианты музыкально-терапевтических программ различной направленности.
Возможный вариант успокаивающей программы
 Вальс «Под небом Парижа» муз.Ю.Жиро.
 «Колыбельная Светланы» муз. Флярковского.
 «Шербургские зонтики» муз. Легран.
 «Менуэт» муз.Боккерини.
 «Где же ты?» муз.П Мориа.
 «Мелодия для флейты» муз. П Мориа
 «Осенний пейзаж» муз. С. Насауленко
 «Дождик» муз. Н. Соловьёва
 «Всё пройдёт» муз. М. Дунаевского.
 «Колыбельная медведицы» муз. Крылатова
 «Крейсер Аврора» муз. Шаинского
 «Крылатые качели» муз. Е. Крылатова
 «Прекрасное далёко» муз. Крылатова
 «Баллада Трубадура» муз. Е.Гладкова
 «Край, в котором ты живёшь» муз. Е Гладкова
Возможный вариант тонизирующей программы:
 «Проснись и пой!» муз. Е. Гладкова.
 «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.
 «Вместе весело шагать…» муз. В Шаинского.
 «Какой чудесный день» муз. Флярковского.
 «Антошка» муз. Шаинского
 «Песенка львёнка и черепахи» муз. Г. Гладкова.
 «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского
 В.А. Моцарт. Турецкий марш.

Психотерапевтический эффект применения данного комплекса релаксационных упражнений заключается в доверии ребенка к логопеду, стремлении к контакту с ним, открытости, интересе к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в снижении частоты конфликтов и ссор между детьми и пр.
Развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжить, дети смогут использовать полученные знания и умения в других видах деятельности: в игре, общении.
Коррекционный эффект заключается в:
- приобретении детьми начальных навыков психической саморегуляции и восстановления психоэмоционального равновесия, что послужит профилактике неврозов и невротических реакций и других проблем психогенного характера;
- коррекции эмоционального самочувствия, снятию эмоциональной напряженности.
Возможность судить об эффективности изложенной методики дают беседы с родителями, ответы на анкетные вопросы, наблюдения за занимающимися детьми. «Обратная связь» с родителями позволила, в частности, выяснить следующее: дети охотно посещают занятия, некоторые даже пытаются дома «передавать» свой опыт другим членам семьи. Вот отмеченные родителями изменения в состоянии здоровья детей: приливы бодрости, жизнерадостности ощущаются после каждого занятия, улучшается физическое и эмоциональное состояние детей.

Скачать программу (zip, 2,3 Мб)

Юлия Бархатова
Юлия Бархатова

#2 Юлия Бархатова » 08.09.2017, 13:32

Спасибо, очень интересная статья и будет полезна мне для моей профессии.

Дина
Дина
Репутация: 5

#3 Дина » 15.09.2017, 17:49

Юлия! Огромное спасибо за комментарий. Подробно методика игры "Волшебный коврик" описана в моих пособиях Д.Б. Юматова "Интерес. Движение. Игра" (для детей 3-5 - 1 часть и 5 -7 лет - 2 часть изд-во Ювента) и в пособии, которое выпустило в этом году издательство Детство-Пресс "Культура здоровья дошкольника. Цикл игр-путешествий". В этом пособии,помимо описания методики, подробные сценарии игр с ребятишками. Полезно будет и логопедам, и педагогам, работающим с детьми-билингвами. Успехов вам!
Дина Юматова, автор пособий по общему развитию дошкольников в программе для детей-билингвов «Разноцветная планета», дипломант Международного детского фестиваля «World Children’s Day» (Бельгия)


Название раздела: Методические материалы
Описание: Методические материалы, разработанные нашими специалистами и партнерами.

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Методические материалы»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость