Новость

Игра "Волшебные клавиши"

Описание: Методические материалы, разработанные нашими специалистами и партнерами.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 103

#1 Анастасия » 14.08.2017, 01:28

Игровая развивающая методика «Волшебные клавиши» была разработана и апробирована автором в педагогической работе с детьми-билингвами из Испании, США, Греции, Эстонии, Турции, Италии в рамках детского социально-образовательного проекта “CYS - Child & Youth Services“ (Бельгия) в интернациональном образовательном проекте “CYS Music Сlasses & Elementary Piano Сlass”.
Предлагаемая методика адресована воспитателям ДОО, педагогам начальной школы, дополнительного образования, преподавателям внеклассной работы, педагогам групп продлённого дня, социальным педагогам, психологам, а также может быть использована родителями в условиях семейного воспитания.

"Увлечь ребёнка"

Ключевые слова: оздоровление и развитие ребёнка, игротехнология, музыкотерапия, ритмопластика, ортобиотический подход (рекреация, релаксация, катарсис).

Информация к размышлению…
Думаю, что многие родители хотят видеть своего ребёнка умным, талантливым, воспитанным, умеющим постоять за себя, устоять в непростом мире и прочее, прочее… Не ошибусь и в том, что помимо этих полезных для нашего ребёнка качеств, преобладающее большинство родителей хотят, чтобы он обладал хорошим здоровьем и правильно развивался.
Как воплотить все наши чаяния, желания и надежды?
Рецепт прост: надо занять ребёнка интересной для него деятельностью. Такой, чтобы он получал от неё так необходимые для роста и развития положительные эмоции и правильно развивался!
Информация на «заметку». Между тем, «радость и удовольствие – силы, наилучшим образом формирующие физические органы» .
Продолжим…
Итак, родители приняли решение: ребёнку необходимы такие занятия, которые приносили бы ему не только радость и удовольствие, но и развивали бы его…
Есть много интересных занятий: взять в руки кисточку, краски – рисовать, конструировать, танцевать, петь и многое-многое другое… Тут важно понаблюдать за своим ребёнком, на что «загораются» его глаза, к чему он тянется. Порой мы не можем определиться, чем занять ребёнка и начинаем действовать по примеру других, успешных, на наш взгляд, родителей, предлагая то, что его совершенно не интересует. Поймите – в этом вопросе главное - никакого насилия (ни над ним, ни над собой)…
Я хочу предложить вам не менее интересную деятельность, которой можно действительно увлечь вашего ребёнка. Речь пойдёт об увлекательной игре под названием «Волшебные клавиши»… Да, именно об игре, музыкальной игре, которая поможет вашему ребёнку войти в мир волшебных звуков, научиться играть с ними, с помощью своих пальчиков складывая звуки в мелодию. Поверьте, воздействие музыки безгранично и полно таинственности…Предвижу ваш следующий вопрос: «А зачем это нужно моему ребёнку, я вижу его в другом качестве»…(или что-то подобное).
Информация на «заметку».
Между тем, исследования учёных доказывают: занятия музыкой (игра на инструменте) обладают разносторонним эффектом: как оздоровительным, так и стимулирующим развитие ребёнка, причём, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии.
 Важно! В музыкальной деятельности участвуют все органы чувств одновременно – зрение, слух, восприятие.
Обратите внимание:
Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий головного мозга, каждое из которых имеет свою специализацию:

В результате - играя на любом музыкальном инструменте, ребёнок развивает свои органы чувств, а также мелкую моторику и координацию рук и пальцев. В процессе игры на инструменте ребенок вынужден развивать ловкость своей левой руки до уровня правой, что влияет, прежде всего, на обмен информацией между полушариями головного мозга. А это напрямую связано с развитием интеллекта.
Помимо этого:
 Укрепляются и развиваются глазные мышцы и подвижность глазных яблок. Попеременный взгляд на нотный текст и на клавиатуру - лучшая гимнастика для глаз.
 Исполнение музыкального произведения требует от ребёнка умения правильно дышать.
Простые музыкальные игры, а какой разносторонний и долгосрочный эффект несут они для ребёнка…
Продолжим…
Хочу познакомить вас с интересной методикой развития ребёнка – с увлекательной игрой под названием «Волшебные клавиши». Помимо российских, американских и немецких детских методик развития музыкальности игра «Волшебные клавиши» включает такие оздоровительные методики как музыкотерапия, игротехнологии, ритмопластика, релаксотерапия.
Информация на «заметку». А в чём, спросите вы, выражается развивающий эффект игры «Волшебные клавиши»? Попробуем разобраться…
Ребенок – объект активный, и его воспитание происходит через собственные действия, причем, эта деятельность приносит эффект в том случае, если выполняется с выраженными положительными чувствами к предмету, который нужно запомнить. Хуже работают на запоминание отрицательные чувства, совсем не действуют – при равнодушии. Вот и весь фокус: за всеми желательными обучающими действиями закрепляем у ребёнка приятные ассоциации.
Каким образом ребёнок получает приятные ассоциации, играя в игру «Волшебные клавиши»? Вот «ТРИ КИТА», на которых основывается игровая методика «Волшебные клавиши»:
1. Звуковое оживление предметов и явлений окружающего мира, игра с ними.
ОБРАЗНЫЕ АССОЦИАЦИИ
2. Все образы-звуки воплощаются в движении.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
3. Самостоятельное управление образами-звуками.
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Как заинтересовать ребёнка?
Образные ассоциации. К примеру, всё огромное пространство клавиатуры населяют животные со своими детьми: слон со слонёнком, медведица с медвежонком, кошка с котёнком и мышка с мышонком…К ним можно ходить в гости, они тебя приветствуют разными голосами и т.д. С ними интересно играть, спрашивать их о чём-то, а они тебе ответят с твоей же помощью…

Использую яркие и понятные ребёнку образы. В моей практике – это Зайчик, который любит угощаться морковкой. Ушки – 2 черные клавиши и морковки – 3 чёрные клавиши. Цветные стикеры на клейкой основе помогут ребёнку закрепить и ушки, и морковки на всех чёрных клавишах инструмента, а волшебные пальчики ребенка сделают их звучащими.

Изображение

Например, игра «Зайчик подмигивает тебе» помогает ребёнку запомнить расположение клавишей «ДО» и «МИ» на клавиатуре. Я нажимаю на «ушки» зайчика и прошу ребёнка нажать клавишу «До» - зайчик подмигивает. Давай найдём все глазки «До» на клавиатуре, сыграем их и пропоём. Таким же образом мы играем с клавишей «Ми», другим глазом зайчика. Подмигнул тебе зайчик (ребенок сыграл и спел «До-Ми»), а теперь он хочет показать свой носик, чтобы поиграть с тобой. У тебя тоже есть носик. Что умеет делать твой носик? Сопеть (пусть ребенок посопит), чихать и т.д.. А у зайчика вот он – клавиша «Ре». Нажми на носик зайчика, клавишу «Ре», пропой и послушай, как она звучит. Так дети не только знакомятся с нужными клавишами, но и исполняют самостоятельно простейшие мелодии, импровизируют. Пусть ребёнок потрогает свои глазки, носик, потом у игрушечного зайчика, а потом попробует озвучить это на клавиатуре. Играя на инструменте, он может помочь себе и голосом, пропевая название клавиши.
Через игру с такими доступными и понятными детям образами им легче ориентироваться в «топографии» клавиатуры, узнавая группы из двух и трех черных клавиш, и без труда находить нужную клавишу (зрительная ориентация).
Развитию тактильной чувствительности и осязательной ориентации поможет игра на определение на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами (ушки или морковки). Это позволяет в дальнейшем удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами и подключать слуховой контроль (слуховая ориентация).
Игра с цветными нотами поможет ребенку синтезировать и зрительные, и слуховые и двигательные образы и снять барьер при исполнении песенки/попевки на пианино/синтезаторе.
Какой эффект заложен в этом приёме? Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, а подключение к работе тактильных ощущений (игра на инструменте) с одновременным пропеванием нот укрепит речевые навыки. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата и формирования моторно-двигательной координации.
Доступные и понятные образы ребёнок легко и быстро усваивает и, как правило, прочно запоминает.
Когда ребёнок прочувствует свои собственные возможности по воплощению образов с помощью музыкальных звуков, ему захочется воплотить свою мечту – чтобы руки умели, как определил это состояние Ф.Шопен, «управлять звуками». Так у ребёнка появляется интерес к тому, чтобы читать нотный текст, озвучивая его своими пальчиками. Ребёнок становится исполнителем, и этот результат доставляет ему не меньшее удовольствие, чем новая игрушка, компьютерная игра и другие не менее занимательные для него вещи.
При таком игровом подходе игра на инструменте очень понравится детям. Выученную песенку они обязательно будут играть друзьям, бабушке, гостям, использовать в играх с куклами, напевать, подбирать на других инструментах, играть вместе с мамой в ансамбле (если она элементарно владеет инструментом).
Так исполнительство становится для ребёнка по-настоящему увлекательной игрой и в то же время активизирует его к собственному музицированию и творчеству. Есть ещё одна важная деталь: в процессе музыкальной игры у ребёнка активизируется и развивается эмоционально-волевой механизм («я могу!»), формируется вера в свои силы и возможности, совершенствуются речевые и коммуникативные навыки.
Все наши «КИТЫ» обязательно включают релаксационный отдых (мышечная релаксация), который является необходимым элементом оздоровления ребёнка. Поясню всю важность и полезность такого отдыха для ребёнка. Ребёнку трудно, практически невозможно управлять напряжёнными мышцами, а тем более играть на музыкальном инструменте. Релаксационный отдых является прекрасной возможностью снять мышечное и эмоциональное напряжение, накопленное в процессе занятия. Хорошая мышечная релаксация – это через чередование движения и расслабления. Необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Поэтому в конце занятия использую активный и пассивный отдых.
Для активной релаксации можно использовать различные подручные средства: большие мячи, маленькие мячики, воздушные шары, сухой бассейн, мягкие игровые модули и др. Можно также предложить ребёнку потанцевать под подвижную весёлую мелодию и др. В любом случае, ребёнок должен почувствовать радость от движения и чувство лёгкой мышечной усталости.
Затем можно переходить к пассивной релаксации. Прекрасной формой релаксационного отдыха является игра «Волшебный коврик» (авторская разработка Юматовой Д.Б.). Во время проведения этой релаксационной игры звучат специально подобранные музыкальные программы и аранжировки для детей (например, «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш у моря» и т.д.)
Последовательность следующая:
- ребёнок ложится на коврик в удобной для него позе: на спине, на боку, это позволяет снять нагрузку с позвоночника (что очень важно для профилактики сколиоза);
- для того, чтобы достичь состояния пассивной релаксации, необходимо предложить ребёнку несколько дыхательных упражнений;
- работа с образами в состоянии релаксации способствует развитию у ребёнка воображения (что поможет ему более выразительно исполнять музыкальные произведения).
Приведу один из вариантов релаксационного отдыха.
…«Волшебный коврик» умеет делать разные чудеса. Но для того, чтобы они произошли, надо произнести волшебные слова, они очень простые и их легко запомнить: «Раз – два – три – отдохни» - тихонько зайти на коврик и лечь. Волшебный коврик – это то место, где ушки хорошо слышат, глазки хорошо видят, а наше тело нас хорошо слушается и выполняет все наши просьбы. Проследите за своим дыханием…Вдох-выдох…
…Представь, что ты находишься на полянке, на которой растет мягкая травка, ты лежишь на ней, над тобой склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, твои глаза закрыты и ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои лоб, щеки, дотрагиваются до твоих губ и рисуют улыбку… Тебе хорошо, приятно…Ты решил понюхать этот полевой цветок, вдыхаешь его запах и воздух идёт от левого носочка твоих ног – к голове, а потом спускается вниз по правой стороне тела и выходит через правый носочек. Вдох (вдыхаем через левый носочек, воздух двигается по телу вверх к макушечке) - Выдох (воздух движется вниз: от макушечки по телу и выходит по правой стороне тела через правый носочек).
…Ты прекрасно отдохнул. Пошевели пальцами рук, ног. Сожми пальцы в кулаки. Согни руки в локтях и, подняв их над головой, соедини в замок. Хорошо потянись всем телом, сбрасывая с себя остатки сна… Опусти руки…Разотри свои ладошки до появления тепла. «Умой» лицо, шею теплыми ладонями. Перевернись на бок, немного полежи на боку, перевернись на живот и как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Вставай на ножки…Улыбнись. Мысленно пожелай всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

Итак, подведём итоги… Перечислим положительные стороны игровой развивающей методики «Волшебные клавиши».
* Игра на любом музыкальном инструменте является прекрасным средством общения с ребенком-билингвом в конкретной ситуации. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, а подключение к работе тактильных ощущений (игра на инструменте) с одновременным пропеванием нот укрепит навык правильной речи.
* «Волшебные клавиши» - это методика, использующая игру на инструменте как средство профилактики эмоциональных отклонений, страхов, а также различных соматических и психосоматических заболеваний, что отвечает такому направлению как музыкальная терапия.
* «Волшебные клавиши», как игровая методика, может быть полезна для гармоничного всестороннего развития ребёнка.

Скачать программу (zip, 23,3 Мб)

Арина Румянцева
Арина Румянцева
Репутация: 10

#2 Арина Румянцева » 06.09.2017, 00:00

Ого! Надо будет попробовать с мелким))
Спасибо за полезные материалы! :clap: :clap: :clap:

Ван Линцзюнь
Ван Линцзюнь

#3 Ван Линцзюнь » 07.09.2017, 12:50

Я студент из Китая, изучаю русский язык. Спасибо за материалы. Очень интересно и нужно в работе

Дина
Дина
Репутация: 5

#4 Дина » 18.09.2017, 17:47

Цветная музыка творит чудеса!!!! Красиво, интересно, а самое главное - детки очень быстро воспринимают информацию!!! Жизнь в красках - это Весело!!! Помимо этого, мы развиваем не только музыкально-сенсорные способности ребёнка-билингва, но и способствуем его речевому и интеллектуальному развитию. Методика "Волшебные клавиши" работает на благо ребятишек уже более 10 лет и приносит свои позитивные результаты!
В группах (ВКонтакте) "Русский язык в странах дальнего зарубежья" и «Русский язык в странах СНГ» я разместила видео, на котором девочка 5 лет исполняет по цветным ноткам и клавишам русскую народную песенку «Петушок».
https://vk.com/rustudyorg?z=video231264922_456239 ... 5020f50/pl_post_-149294245_166
https://vk.com/rustudyorg?z=video231264922_456239 ... 453f91a/pl_post_-149294245_166
Если ссылка не откроется, смотрите материал (ВКонтакте) моего проекта "Играю и говорю по-русски"
Дина Юматова, автор методики "Волшебные клавиши"
Всем успехов!
Дина Юматова, автор пособий по общему развитию дошкольников в программе для детей-билингвов «Разноцветная планета», дипломант Международного детского фестиваля «World Children’s Day» (Бельгия)


Название раздела: Методические материалы
Описание: Методические материалы, разработанные нашими специалистами и партнерами.

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Методические материалы»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя