#1 Анастасия » 06.08.2017, 23:54
Знаете ли Вы, что Россия - самая большая страна в мире, что Россия - страна великой культуры, литературы и искусства, что Россия - мощная военная держава, что Россия - страна с многовековой историей и устойчивыми культурными традициями?
Разумеется, каждый образованный человек знаком с картой мира, ему известно, что площадь России составляет 17 075 400 квадратных километров.
Познакомьтесь с 10 говорящими фактами:
1) площадь России приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон;
2) Россия больше США в 1,8 раз.
3) Чехия размером с Костромскую область.
4) Германия примерно равна по площади Архангельской области.
5) Калининская область по площади не уступает Венгрии.
6) Швейцария равна Ярославской области.
7) Кольский полуостров по площади - это примерно две Дании.
8) Ирландия размером с Новгородскую область.
9) Республика Коми занимает такую территорию, как Франция.
10) Якутия по площади равна половине Западной Европы.
Площадь России в 30 раз больше Украины и в 21,8 раз больше Турции. Франция в 20 раз меньше России.
1. Возможен ли однополярный мир даже на этом основании? можно ли не считаться с позицией России?
Как известно, после распада Советского Союза появились предпосылки для возникновения однополярного мира. Ценности западного общества предписано было считать мировоззренческим эталоном, что позволило французскому философу, социологу и юристу Ж. Эллюлю вывести формулу: "XX век сказал: человек умер". России активно навязывалась новая мировоззренческая установка - отречься от своего прошлого, признать свои "ошибки" перед человечеством" и безоговорочно принять так называемые общечеловеческие ценности. Примите участие в дискуссии на тему "Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать".
3. Почему идея однополярного мира не выдерживает критики? Что послужило отправной точкой для пробуждения национального самосознания, только ли огромная территория, которая досталась русским от их предков? Попытайтесь проанализировать ситуацию с культурологических позиций. Прочитайте статьи и выразите свою позицию по этому поводу:
1) А. Росс «Любовь к Родине сильнее смерти».
По моему мнению, народные традиции взаимоотношений, отправления религиозных обрядов, праздничных и повседневных, возделывания матушки-земли и строительства жилья – корень любой нации, ее основа. И чем глубже он прорастает в истории человечества, тем незыблемей все тело во времени, тем больше живительных соков поступает для молодых побегов, пышнее крона дерева, шире возможности для восприятия чего-то нового.
Множество бурь прошумело над нашим деревом: татаро-монголы, крестоносцы, фашизм, бывали внутренние недуги междоусобиц, бесчинства монархов, феодалов, и новых хозяев ХХ века. Затеянная последними переделка мира началась с вытравливания наших корней. С нарушения устоев нашего Дома. Однако всему есть предел! Сегодня ко многим из нас пришло отчетливое понимание, что спасение надо искать в своих корнях, в истории и в миропорядке, заповеданном предками.
Если по свидетельствам исландских саг, в первом тысячелетии территории по берегам того же Белого моря, заселенные финно-угорскими племенами, чудью белоглазой, самоядью, постоянно подвергались опустошительным набегам варягов, то о завоевании Заволочья славянами в летописях не сказано ни слова. Готский историк Иордан сообщает, что уже в VI веке славянские племена вели торговлю с Югрой, занимавшей в то время земли по обоим склонам Северного Урала. А в русских документах сообщается, что в IХ веке Печора и Югра находились в зависимости от киевских князей и постоянно платили им дань. Это все во многом говорит о том, что проникновение в Поморье и Западную Сибирь славян проходило по давно проторенным, хорошо знакомым им путям. Прибывавшие туда ватагами ушкуйники, граждане свободной Новгородской республики, не убоялись ни бескрайних просторов, ни тяжелых природных условий, ни алчных соседей с Запада. Они смело разбивали становища, ставили починки, сооружали рыбные станы, устраивали «охотничьи путики» и «бобровые ловища». Причем не вторгались как тати, не притесняли народы, населявшие чужие края, а занимали свободные места по соседству. Опыт такого мирного и взаимовыгодного сосуществования с соседями впоследствии основательно укоренился в нашей культуре. Прекрасным тому свидетельством служат необозримые пространства многонациональной России – единственного в своем роде на Земле огромного сада с деревьями рек. Кроме того, есть в нашей истории примеры братской помощи и благосклонности к народам балканских стран, а также Австрии, Германии, Франции, США и пр. Сплачивали русичей во все времена нравственные законы, этика общины.
Призыв благоверного князя Александра Невского «Всем русичам жить одним сердцем»и слова из напутствия преподобного Сергия Радонежского великому князю Дмитрию Донскому «Сила в правде» наш народ знал и исповедовал с единодушием. Духовная крепость, порожденная этим единодушием, как кремень, высекала искры мудрых поговорок, ложившихся в основу жизненных принципов и формировавших философию граждан России. Русская речь во все времена наравне с шутками и прибаутками изобиловала самыми разнообразными поговорками. Например, «Уговор дороже денег», «Не давши слова – крепись, а давши – держись», «Береги честь смолоду, потеряешь – никаким канатом не привяжешь», «Старый друг лучше новых двух». В народе говорили: «Не гонись за красотой – гонись за разумом». Обижать слабых было постыдно, лежачего у нас никогда не били. При Екатерине-II был издан указ, запрещавший в кулачных боях бить лежачих. Было принято подавать милостыню нищим, бродяг кормить, вдовам и сиротам помогать всем обществом. А бесчестью предпочитать смерть!
В то время, как испанские конкистадоры и завоеватели из Старого Света с оружием в руках прочесывали прерии Америки и рыскали по саваннам Африки в поисках золота и рабов, наши предки разбивали мирные биваки на Гавайских островах, заключали договоры с племенами аборигенов о сотрудничестве и взаимной помощи в Калифорнии (с племенем Кошая-Помо, 1814 год ), занимались просветительством, насаждая грамоту, среди «темных» народов Заполярья, на Алеутских островах и Аляске… Среди пионеров, осваивавших земли за тысячи и десятки тысяч верст от дома, кроме мещан, таких как Иван Кусков, Петр Андреевич Баранов были и простые крестьяне-поморы, Ерофей Павлович Хабаров, Семен Иванович Дежнев, Ермак Тимофеевич и другие. Большинство из них не разумели грамоты, но были мастерами на все руки – опытными строителями, корабелами и землепашцами, удачливыми охотниками, храбрыми воинами и отважными моряками. Сохраненный в Калифорнии попечением местных жителей и русских-американцев Форт Росс стал памятником уникальной российской предприимчивости!
Народ, освоивший шестую часть суши Земли, на определенном этапе своей истории выработал вполне совершенную технологию освоения новых территорий. В результате отлаженности этой технологии на Руси повсеместно были распространены так называемые «щепные» базары, на которых можно было приобрести наряду со строительными материалами отдельные элементы строений, постройки разного назначения, дома и даже деревянные церкви целиком. Пример комплексного подхода в делах, и не только, русич часто брал из монастырской практики. Дело в том, что вся жизнь его была освящена верой. Он гордо называл себя православным. И верил в торжество справедливости, в правое дело. Что помогало ему побеждать и врагов, и невзгоды. Препятствия в пути он одолевал с Исусовой молитвой, и на все брал благословение. На дальнюю дорогу, на какое-то предприятие, дело. И даже когда просто уходил из дома по делам, где, к примеру, оставался немощный калека, говорил: «Благослови, Ванюша». Тот же обыкновенно отвечал: «Бог благословит!» Почти в каждом доме у нас были какие-то реликвии, а в хозяйстве – инструменты, привезенные хозяевами из паломнических поездок к «святым отцам» в монастыри. В монастырях православные черпали знания и заимствовали технологии, покупали технику и посадочные культуры. И, разумеется, старались вести свое хозяйство и домашние дела с оглядкой на образцовую жизнь монастырей. Кои не без основания считали райскими местами Земли.
В общем, хотят того или нет наши злопыхатели, но было время, когда жил народ России в ладу и со своим окружением, и со своей совестью. Местность, дом, соседи, животные и предметы обихода - все приносило глубокое удовлетворение простому человеку, владевшему собственными домом и участком земли. Лишь только на первый взгляд заброшенные в медвежьи углы русские города и деревеньки казались убогими. Леса и болота вокруг были полны лешими и русалками, поля зрели, вспаханные с молодецким духом и обильно политые потом селян. Отовсюду слышалось чудное разноголосье: звуков боркунцов из паствы, колокольчиков лихих вороных, разухабистых частушек и припевок под гармошку по вечерам, неизменное купание петушиных голосов в солнечном оранжевом утреннем мареве. Старики-кузнецы, мельники, старые солдаты были главными ведущими местных «жизнепрограмм». Нищие открывали двери милосердия, юродивые вразумляли, иванушки-дурачки потешали народ, цыгане освежали в какой-то мере застаивавшуюся атмосферу провинции теплым южным ветерком другой культуры. У селянина не было непреложной нужды ехать в город и тем более ждать помощи из-за океана. К счастью, есть еще в иных местах России милые уголки, где сохраняется настоящий праздник земной жизни, ежедневный и ежечасный. Это пришлось наблюдать на севере Вологодской области в Тарногском районе Верхне-Спасского совета в деревнях, даже названия которых живут удивительной звуковой жизнью: Ончукова – уж очень много одуванчиков вокруг определили невольно название места; Бутереньска – наверное, потому, что там в небольшой речушке Омельфе, часто мелеющей летами, бутят рыбу боталом; Мадовицы – видимо, трансформировалось от слова мед, вокруг этого места много замечательных цветочных лугов и, разумеется, пасек; Хавденцы – потому, что неподалеку от деревни пасутся большие отары овец и стада коров, а они, известно, когда щиплют траву, громко «хавкают», болтающиеся же на шеях колокольчики «денькают»; Угольная – находится как бы на отлете «большой» дороги, на излучине речушки Поцы, в глухом месте; Конец – деревня за гуменником, с другой стороны от Угольной, в самом конце этого мира, полного самим собой, как бы самодостаточного в своем совершенстве и неповторимости. Можно было бы долго перечислять, перебирая, как разноцветный бисер, названия деревень и тех прекрасных мест: Крутец, Золотица, Костаиха, Гигант, Грязь, Филиновская, Тимофийха... Скородум. Поэтичности наших предков может позавидовать любая нация. Где еще на Земле части дома, например, как у нас «лобовина», «чело», «причелины», имеют антропоморфные названия? Где еще зооморфными именами в знак благодарности животным названы специальные постройки и конструкции дома? У нас есть «курицы», «конек», «быки», колодец-журавль и прочее! Где можно найти такую символику украшений на главном фасаде дома, какая представлена на нашем традиционном деревянном жилище? Все его полотенца с солярными знаками, символизирующие чистоту рук, «солнце» под коньком, символизирующее ясность помыслов, духи на фронтоне, для птиц, приносящих счастье, подзоры с розетками, ажурные подвески и обереги на ставнях не просто удивляют, поражают пришельцев издалека! Этой самой красотой вдохновлялись наши предки на далекие походы, на великие подвиги. Примером же глубоко трогательного отношения человека к близким служили мне встречи с северными старушками и стариками. Идешь, бывало, тропинкой в поле в другую деревню, и где-то вдалеке какая-то старушка, уже прошедшая перекресток, завидев тебя, поворачивает назад, чтобы пожелать здоровья. Узнать, кто таков, «чей сын али внук будешь?...» Да как дела в деревне, у родных, в городе. Про себя все расскажет. Привет всем передаст и новость. В магазине и вовсе бывал большой праздник сердечных встреч и теплых разговоров. Говор здоровый, смех открытый, встречи на самом высоком уровне – человеческом.
Не припомню ни одной старинной вещи, песни, предмета, дома, чтоб в них было что-то некрасивое. Можно сказать, любая вещь из прошлого, которая нам сегодня попадает в руки, вызывает в нас чувство изумления от совершенных ее линий, ремесленного уровня, невзирая на простоту замысла и материала. Это и простые корзинки из бересты, и дранки, с которыми раньше ходили в лес по грибы и по ягоды. Они у нас нынче рассматриваются как предмет национальной гордости и продаются в сувенирном исполнении. Это и полотенца, шитые народным способом – крестом. Чего только нет на них, веселого, яркого: петухи гордые и задорные, возвещающие радость пробуждения дня в каждом доме, и лошадки резвые, хороводы людные с дружными рукопожатиями. Таков и журавль колодезный, у которого хорошо потрудиться, доставая из таинственной глубины холодную прозрачную воду, приятно при этом слушать легкие поплескивания ее из изящной деревянной кадушки о стенки сруба...
Традиционно все было у нас на своих местах, все части мозаики творения дополняли друг друга: на Илью-Пророка люди гуляли в Ончуковой, Преображенье Господне праздновали в Конце, престол благоверного князя Александра Невского был в часовне деревни Угольная, а Покрова отмечали в Подгорной... И такое праздничное кружение весь год. Была полнота формы, красок и звуков. Поэтому и чувства были полны, и мысли небесные светились на всех творениях. У человека, работавшего на земле, творения рук были небесного содержания.
Архитектура – внешняя оболочка нашей же сокровенной сущности после одежды и самого тела, более проявленная, чем другие виды искусства – живопись, музыка и прочие. Каждая клеточка – сооружение в ней была сугубо индивидуальной, а значит, и живой. Посмотрите на творения рук наших зодчих. Любая постройка их – это большое событие Бытия. Это чудо. И не важно, амбарчик это или жилой дом, банька или ветряная мельница, так как все они имеют свою конструктивную и художественную индивидуальность. Нет у нас одинаковых построек на протяжении всего Европейского Севера, сохранившего следы былого более других мест. А если это храм, то для него было найдено удивительное место. Самое высокое, называемое «гривой», открытое всем взорам – в поле ли человек находится или в окно посмотрел из своего дома.
Сегодня, за небольшими исключениями, в больших городах и в богатых элитных поселках наши глаза видят типовые постройки, мы нюхаем отходы от производств, не поем сами и редко слушаем народные песни и частушки, а ... едим пищу с гербицидами, заготовленную в основном за границей современными механизмами. Мы гордимся скоростными методами возведения зданий. Но, гоняясь за химерами, уже не получаем настоящего переживания в процессе их строительства, то есть самой жизни непосредственно! А как заведено было нашими предками? «Без Троицы дом не строится»,– говорили они. Положили с соблюдением всяких примет «паклины» или «окладное», то есть заложили дом – праздник, застолье; довели стены до «матицы»– опять театральный обряд! Ну и далее, «замочка», «коньковые», «дымовые» – обряд. Как положено, песни, гуляния, и в самом конце торжественный переход семьи в новый дом – новоселье! А чтобы коротко сказать, насколько все в нашем традиционном доме было для своего времени хорошо продумано, приведу слова одной знакомой старушки о своем отчем доме: «Раньше я в дом-то приходила, как улитка втягивалась, все было свое, родное, удобное, а сейчас что? Панельная коробка!» Одним словом, переселили Россию в бетон, столкнув на ступень развития ниже. Сделали зависимыми от центрального отопления и служб коммунального хозяйства. Вот и вынужден народ спасаться хоть и на небольшой, но все же построенной своими руками даче. Недаром все же на Руси бытовала когда-то поговорка: «Плотник - первый на селе работник». А каждый настоящий хозяин был и крестьянином, и таким же мастером плотником. Поэтому и подход ко всему был хозяйский. И как не быть хозяином, не чувствовать себя им, когда на территории приусадебного участка и в самом доме часто бывало больше построек и по площади, и по перечню названий, чем в советские времена в некоторых колхозах. Вот их неполный перечень: избы зимние и летние, светелки, подклеты, клети, мост, сени, баня, хлев, сарай, сенник, гумно, овин, амбар, конюшня, погреб, рыбный амбар. Итого только индивидуальных построек – семнадцать, а еще коллективного пользования, частного владения: различного рода мастерские, кузница, колодец, мельница водяная или ветряная, магазин, огороженные улицы. Выражая в поговорках свою ответственность за существование «деревня богата, так и город богат», «добра голова сто рук кормит», «кабы мужик на печи лежал, корабли бы за море не плыли», «мир – велик человек, всякого прокормит», человек чувствовал себя хозяином, хозяином своей Земли, хозяином своего дома. «В доме хозяин больше архиерея». И поскольку все зависело от его решения и окончательного действия: полнота закромов, ухоженные поля и пашни, красота селений и веселость праздников, то и действовала повсеместно поговорка, как жизненная установка «семь раз отмерь, один отрежь». Был создан совершенный мир, где дела рук, мыслей и сердца питали душу человека через созерцание окружающей красоты глазами (на что бы они ни взглянули), через слушание добрых и веселых песен и мудрых стариковских сказок, через запахи трудов человеческих – от сена на покосе, от пирогов с ягодами да грибами, от непорочности природы вокруг, через вкус добытого потом.
Доброта, порядочность, уважение старших, честность, усердие в работе – неполный перечень нравственных добродетелей, которыми держался порядок на земле. Мудрость гласила: «В каком народе живешь, того обычая и держись». Сегодня большинство из нас изнывает от раздвоенности голоса совести и жаждущего наживы ума. Понятие совести меньше стало влиять на нашу жизнь, чем мысли о продуктах и красивой одежде. А что как не сама совесть во все времена шила красивые одежды и подавала на стол вкусные яства? И что, если не доброе слово и мудрое наставление, сеяло живительные семена обильных урожаев?! А кто, если не ты, сохранит эти семена для будущего сезона?!
4. Генетики поставили шах и мат русофобам
Русские – один из самых чистокровных народов в Евразии. Недавние совместные исследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков поставили большой и жирный крест на расхожем русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в сознание людей дескать, “поскреби русского и обязательно найдешь татарина”.
Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в научном журнале “The American Journal of Human Genetics” совершенно однозначно говорят, что, “несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов”. Вот так. В этом многолетнем споре можно смело поставить точку и считать дальнейшие дискуссии по данному поводу просто неуместными. Мы не татары. Татары не мы. Никакого влияния на русские гены так называемые «монголо-татарское иго» не оказало.
Никакой примеси тюркской «ордынской крови» у русских не было и нет. Более того, ученые-генетики, подытоживая свои исследования, заявляют о практически полной идентичности генотипов русских, украинцев и белорусов, доказав тем самым, что мы были и остаемся одним народом: «генетические вариации Y-хромосомы жителей центральных и южных районов Древней Руси оказались практически идентичны таковым у украинцев и белорусов». Один из руководителей проекта, российский генетик Олег Балановский признал, что русские являются практически монолитным народом с генетической точки зрения, разрушив еще один миф: «все перемешались, чисто русских уже нет». Как раз наоборот русские были и русские есть.
Далее, исследуя материалы останков из древнейших захоронений, ученые установили, что «славянские племена освоили эти земли (Центральную и Южную Россию) задолго до массового переселения на них в VII-IX веках основной части древних русских». То есть земли Центральной и Южной России были заселены русскими (русичами) уже как минимум в первых веках до Рождества Христова. Если ещё не раньше. Это позволяет развенчать и еще один русофобский миф о том, что Москва и окружающие ее области якобы издревле были заселены угро-финнскими племенами, и русские там – «пришельцы». Мы, как доказали генетики, не пришельцы, а совершенно автохтонные жители Центральной России, где русичи жили с незапамятных времен. “Несмотря на то что заселены эти земли были ещё до последнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств, прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этой территории, нет,” указывается в докладе. То есть нет никаких свидетельств, что до нас на наших землях жили какие-то другие племена, которых мы якобы вытеснили или ассимилировали. Если так можно выразиться, мы тут живем от сотворения мира. Определили ученые и дальние границы ареала обитания наших предков: «анализ костных останков указывает на то, что основная зона контактов европеоидов с людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири». А если учесть, что археологи, раскопавшие древнейшие захоронения 1 тысячелетия до Рождества Христова на территории Алтая, обнаружили там останки ярко выраженных европеоидов (не говоря уже о всемирно известном Аркаиме), то вывод очевиден. Наши предки (древние русичи, протославяне) исконно проживали на всей территории современной России, включая Сибирь и Дальний Восток. Так что поход Ермака Тимофеевича со товарищи за Урал, с этой точки зрения, был вполне законным возвращением ранее утраченных территорий. Современная наука разрушает русофобские стереотипы и мифы, выбивая почву из-под ног наших «друзей»-либералов. Дальнейшие их спекуляции на данные темы уже окончательно выносятся за рамки здравого смысла.
5. Могут ли русские, которые являются государствообразующим этносом России, выполнить историческую миссию по сохранению российской цивилизации? Какие известные Вам факты Вы могли бы привести для обоснования своей позиции?
Известный отечественный философ Н. Бердяев считал: "Поистине нация не поддается никаким рациональным определениям... Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти признаки более или менее существенны для национального бытия. Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы... Но единство исторической судьбы и есть иррациональная тайна..."
Сохранение русского народа, его духовных, нравственных устоев и генетического фонда является основой и залогом существования России, считает С.В. Кортунов. Если исчезнет русский народ, Россия расчленится на большое количество разномасштабных национально-государственных образований на огромном евразийском пространстве. Это может привести не только к тяжелым межэтническим региональным конфликтам в борьбе за ресурсы и землю, но и к кровавому пересмотру всеобщих границ и началу нового передела мира. Без русского народа не может быть ни империи, ни государства, ни демократии, ни вообще каких-либо организованных форм бытия во всей Евразии. История Российского государства – это идея политического союза многонационального населения при государствообразуещей роли русского народа .
6. "Очки" своей культуры неизменно затуманивают взор собеседников разной национальности", – утверждает Ричард Льюис. Можно ли найти общее в разных национальных культурах? Познакомьтесь с материалами форума. Приведите свои примеры.
7. Исходя из того, как человек выполняет писаные и неписаные правила, можно установить его культурную принадлежность. Можно ли определить национальность, к примеру, по тому, будет ли группа школьников или студентов с осуждением относиться к человеку, который списывает домашнее задание или сообщает в полицию о неправильно припаркованном автомобиле соседа?
Какими способами культура транслируется от поколения к поколению? Приведите примеры.
8. Культуру принято делить на внешнюю и внутреннюю. Некоторые ученые используют метафору "айсберг", чтобы показать неоднородность национальной культуры. Надводная часть айсберга – это то, что лежит на поверхности и без труда определяется. "Подводная" часть айсберга –это внутренняя, глубинная культура. Распределите следующие параметры культуры на внешнюю и внутреннюю, добавив при необходимости те, которые вы считаете значимыми для вашей культуры, и заполните таблицу. Обоснуйте свой выбор: обычаи, ценности, отношение к труду, к свободе, к закону, к чужой собственности; язык, танцы, песни, легенды, предметы быта; манера сервировать стол, мода, трудовые навыки, способы приготовления пищи, территория пребывания народа, климатические условия и т.д.
9. Элементы какой культуры, внешней или внутренней, представляют особую сложность при освоении "чужой" культуры?
10. Каждая культура имеет свою систему значимых символов и народных примет, к которым можно отнести следующие: черный кот, переходящий дорогу; мужчина/женщина с пустым ведром; четное/нечетное количество цветов в букете; ассоциативное восприятие человека и животного: козел, овца, гусыня, змея, баран, корова, жеребец и т.п. К чему может привести незнание специфики употребления данных метафор?
11. Прокомментируйте данное утверждение из социальных сетей:
12. О чем свидетельствует риторический вопрос к некоторым "говорящим" фотографиям в социальных сетях "Страну называть надо?"
13. Представьте, что вы в России. В маршрутке вы обратили внимание на следующее объявление: "Не пить, не курить, не ездить на халяву, семечки съедать со шкурками". К каким "культурным" выводам вы придете?
14.Что вы понимаете под культурными ценностями? В чем и как они проявляются в вашей культуре? Приведите примеры.
15. Какие значимые для понимания национальных традиций параметры культуры отражают ее наиболее сущностные ценности?
1. Отношение к старшим
2. Отношение к традициям
3. Отношение к своим обязанностям, к делу
4. Отношение к закону
5. Мужское/женское начало
6. Отношение ко времени
7. Отношение к пространству
8. Отношение к власти
9. Коллективизм/индивидуализм
10. Статус человека
11. Внимание к внешним проявлениям статуса
12. Речевая культура (напористость, агрессивность)
13. Речевая культура (спокойная модальность)
14. Фактор неопределенности
15. Личные связи, знакомства
16. Отношение к комфорту (высокие требования)
17. Отношение к комфорту (низкие требования)
16. Как вы понимаете термины культурный плюрализм, глобализация? Выскажите свое мнение по поводу внедрения культурных универсалий.
В народе говорят, что обычай старше закона. Нужно ли этническим русским, проживающим в многонациональном мегаполисе, прежде всего знать особенности собственной культуры? Аргументируйте свой ответ, используя пословицы и поговорки про обычай: Обычай крепче закона; У Сидора обычай, а у Карпа – свой; У худого человека худой обычай; Худому обычаю потачки не давай; Равный обычай –крепкая любовь; Не сошлись обычаем, не быть дружбе; Волку зима за обычай; Обычай бычий, а ум телячий; В каком народе живешь, того и обычая держись; Люблю молодца за обычай; У нас так ведется, что изба веником метется; Люблю серка за обычай: кряхтит, да везет; У всякого попа свой обычай; Не обычай дегтем щи белить, на то сметана; Что в обычай вошло, – не смешно; Мышке норка за обычай; Что двор, то обычай; У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись; Обычай не клетка – не переставишь; Безобычному человеку с людьми не жить; В какой народ попадешь, такую и шапку наденешь; В лесу жить – пенькам молиться; В Тулу со своим самоваром не ездят; В чужой монастырь со своим уставом не ходи; Во всяком подворье свое поверье; Во всяком посаде в своем наряде; Где жить, там и слыть.; И за рекой люди живут;; Какова сторона, таков и обычай; Люди как люди, а Фома как бес; Между воронами и сорока по-вороньи каркает; Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать; Старый обычай молодого тверже; У каждого времени свои обычаи; Что город –то норов, что дом – то обычай; Убивать того, кто с нами сражается, – обычай предков (якут); Новая жизнь – новые обычаи (марийск).
17. Общеизвестно, что в своих отношениях с миром человек руководствуется определенными "правилами игры", которые лежат в основе норм культуры. "А там, где норм нет, там нет и культуры. Когда все эти нормы, принципы и инстанции исчезают, исчезает и сама культура, и настает варварство в точном значении этого слова...", – утверждал Ортега-и-Гассет Хосе . Степень культуры измеряется степенью развития норм. Носителем норм культурной жизни является человек. Согласны ли вы с утверждением Ортега-и-Гассет Хосе? Аргументируйте свой ответ.
18. Действительно, XXI век обнажил основные противоречия, которые оказали наибольшее влияние на коренные изменения в области межличностного взаимодействия:
1) с одной стороны, глобализация и интеграция общественных процессов, а с другой – индивидуализация человека и как следствие – намечающиеся тенденции демассификации средств и систем информации, а значит, и демассификации личности и культуры;
2) вестернизация, а точнее, американизация всех сфер общественной жизни и стремление народов сохранить свой суверенитет и этническую идентификацию;
3) потенциальные возможности новых коммуникационных технологий и традиционные формы существования речевой культуры и др.
19. Н.Винер , рассуждая о национальных культурах, утверждал, что "мы в самом прямом смысле являемся терпящими кораблекрушение пассажирами на обреченной планете. Но даже во время кораблекрушения человеческая порядочность и человеческие ценности не обязательно должны исчезнуть, и мы должны сохранять их, пока остается хоть какая-нибудь возможность. Пусть мы погружаемся, но лучше, если это произойдет с сознанием собственного достоинства". Выразите свое отношение к позиции ученого и аргументируйте свой ответ.
20. В чем, по вашему мнению, убедила мир Всероссийская акция "Бессмертный полк"?Выразите свое отношение к ней, опираясь на личный опыт.
21. Политики говорят о том, что третья мировая война идет в информационном пространстве. Отдельному человеку и целым народам навязываются "мысли-вирусы". Особенно агрессивно в СМИ говорится"о национальной ущербности русских(россиян)".Как вы считаете, кто одержит победу в этой необъявленной войне? Удастся ли перекроить сознание россиян, останется ли неизменной система и структура русского архетипа?
В своем ответе можете опираться на стихи болгарского поэта Дончо Нанова Дончева "Не трогайте Россию, господа"; на песню в исполнении А. Маршала и на стихи В. Кобца "Я – русский", на стихи Е. Долматовского "Загадочная русская душа", на песню О. Газманова "Я рождён в Советском Союзе, сделан я в СССР!", на рок-балладу И. Талькова "Россия" и др. Напомним, что в сказке "Финист-ясный сокол"рефреном звучат слова из стихотворения Р. Рождественского:
И кричали враги потрясенные:
"Может, русские заколдованы?!
Их сожжешь огнем, а они живут!
Их пронзишь стрелой, а они живут!
Их убьешь сто раз, а они живут!
А они живут и сражаются!.."
Могут ли экономические акции Запада против России достичь запланированных целей? Выскажите свою позицию, аргументируя свой ответ примерами.
22. Воспринимают ли простые люди возрождение России как реальную "русскую угрозу" или это политические игры?
Национальная карта разыгрывается не только в информационном поле. Способность отличать друзей от врагов нужна сегодня людям разных национальностей. Запрещенная в России террористическая группировка ИГИЛ держит в страхе весь европейский континент. Высшие лидеры Старого света заявляют о том, что отныне никто и нигде не может себя чувствовать в полной безопасности, однако продолжают говорить о "страшной русской угрозе". Особенно усердствует на этом поприще Тереза Мэй, новый премьер-министр Великобритании. Вообразите, что вам представился случай переговорить с госпожой Мэй и открыть ей глаза на реальных врагов Британской империи. Начните с исторического экскурса и напомните госпоже Мэй, что среди ее предшественников на посту премьер-министра и лидера Консервативной партии был в том числе человек по имени Уинстон Черчилль. В период с 1919-1921 гг., когда он занимал пост военного министра, у Советской России не было в британском правительстве злейшего врага, чем он.
Как идеолог и руководитель британской военной интервенции в нашу страну Черчилль предпринимал все усилия, чтобы "задушить большевистского монстра". Но после нападения Гитлера на СССР в 1941 году Черчилль произнес речь вот какого содержания: "За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем... Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, – наши враги...Нападение на Россию – только прелюдия к попытке завоевания Британских островов".
23. Согласитесь со следующим утверждением или опровергните его: Человек входит в мир как представитель определенной культуры. Процесс освоения и присвоения своей собственной культуры происходит, на первый взгляд, произвольно. Человек буквально врастает в свою собственную культуру, поэтому ее ценностные установки, традиции он воспринимает как само собой разумеющиеся и правильные. Британцы, к примеру, о своей истории и национальной культуре говорят с неизменным и глубоким уважением: «Rightorwrong – thisismycountry!» – «Права она или нет, но это моя страна!»
24. Почему русские в своем кругу могут позволить себе критические высказывания в адрес России, но стеной встают на ее защиту перед внешним врагом? О чем свидетельствуют признания поэтов: "И дым Отечества нам сладок и приятен" (А.С. Грибоедов), хотя М. Лермонтов называл свою любовь к Отчизне "странной": "Люблю отчизну я, ностранноюлюбовью..." Вспомните высказывания других писателей о России.
26. Знания о мире, о месте человека в нем, представления о национальной культуре кодируются вербальными и невербальными способами. Впоследствии эти знания человеком систематизируются, оцениваются и складываются в определенную систему – картину мира, которая включает в себя маркеры национальных "брендов": "край березового ситца", "синеокая страна", дремучие леса, Волга-матушка; Енисей-батюшка; Красная площадь; Царь-пушка и Царь-колокол; башни Кремля; бой Кремлевских курантов; крейсер "Аврора"; Эрмитаж; "домик окнами в сад", Москва златоглавая; Тихорецкая застава, улочки Арбата; город русских моряков; Мамаев-курган; Вечный огонь; "Троица" А.Рублева; "Три богатыря" В. Васнецова; "Боярыня Морозова" В. Сурикова; Петр I; А. Пушкин; П. Третьяков; Ю. Гагарин; Гжель; Хохлома; тульский пряник; автомат Калашникова; "Булава-30"; танк "Армата" и многое другое. Продолжите этот ряд.
27. Зависят ли фундаментальные свойства культуры как феномена от полноты ее освоения отдельным индивидом. Отвечая на этот вопрос, имейте в виду высказывания О.Шпенглера, который обосновал циклическую концепцию развития культуры, согласно которой каждый народ формирует своеобразную и не сравнимую с другими культуру, вырастающую из особенностей национального духа. Ученый считал, что культура «подобна растению, вырастает из своего материнского ландшафта, углубляя душевную привязанность человека к почве».
28.Согласитесь со следующим утверждением или опровергните его: Человек входит в мир как представитель определенной культуры. Процесс освоения и присвоения своей собственной культуры происходит, на первый взгляд, произвольно. Человек буквально врастает в свою собственную культуру, поэтому ее ценностные установки, традиции он воспринимает как само собой разумеющиеся и правильные. Британцы, к примеру, о своей истории и национальной культуре говорят с неизменным и глубоким уважением: «Rightorwrong – thisismycountry!» – «Права она или нет, но это моя страна!»
29. Почему русские в своем кругу могут позволить себе критические высказывания в адрес России, но стеной встают на ее защиту перед внешним врагом? О чем свидетельствуют признания поэтов: "И дым Отечества нам сладок и приятен" (А.С. Грибоедов), хотя М. Лермонтов называл свою любовь к Отчизне "странной": "Люблю отчизну я, ностранноюлюбовью..." Вспомните высказывания других писателей о России.
30. Знания о мире, о месте человека в нем, представления о национальной культуре кодируются вербальными и невербальными способами. Впоследствии эти знания человеком систематизируются, оцениваются и складываются в определенную систему – картину мира, которая включает в себя маркеры национальных "брендов": "край березового ситца", "синеокая страна", дремучие леса, Волга-матушка; Енисей-батюшка; Красная площадь; Царь-пушка и Царь-колокол; башни Кремля; бой Кремлевских курантов; крейсер "Аврора"; Эрмитаж; "домик окнами в сад", Москва златоглавая; Тихорецкая застава, улочки Арбата; город русских моряков; Мамаев-курган; Вечный огонь; "Троица" А.Рублева; "Три богатыря" В. Васнецова; "Боярыня Морозова" В. Сурикова; Петр I; А. Пушкин; П. Третьяков; Ю. Гагарин; Гжель; Хохлома; тульский пряник; автомат Калашникова; "Булава-30"; танк "Армата" и многое другое. Продолжите этот ряд.
31. Прочитайте сочинение ученицы 11-го класса "Русский народ и европейская цивилизация". Что Вы можете сказать о культурных предпочтениях подрастающего поколения?
В последнее время в западной и в либеральной отечественной публицистике много пишут о русском варварстве на фоне европейской цивилизованности. Но если сравнить нравственные идеалы и реальную жизнь народов, полистать героические страницы истории русского народа, то возникает совсем другая картина. Например, в русском языческом пантеоне никогда не было бога войны, в то время как среди европейских народов понятие о воинственном божестве доминировало, весь эпос построен вокруг войн и завоеваний. Русский человек после победы над иноверцами никогда не стремился насильственно обратить их в свою веру. В былине "Илья Муромец и Идолище" русский богатырь освобождает Царьград от поганого Идолища, но отказывается быть воеводою города и возвращается на родину. В древнерусской литературе отсутствует тема обогащения при завоеваниях, разбоях, в то время как сюжеты на эту тему распространены в западноевропейской литературе. Герои "Песни о Нибелунгах" одержимы поиском зарытого клада – золота Рейна. Главный герой древней английской поэмы "Беовульф" погибает, "насытив зренье игрой самоцветов и блеском золота... "В обмен на богатства жизнь положил я". Ни одному из героев русского эпоса не приходит в голову жизнь положить в обмен на богатства. Более того, Илья Муромец не способен принять откуп, предлагаемый разбойниками, – "золотой казны, платья цветного и коней добрых сколько надобно". Он, не сомневаясь, отвергает путь, где "богату быть", но добровольно испытывает дорогу, где "убиту быть". И не только в эпосе, но и в легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках русского народа долг личной или родовой чести не имеет ничего общего с долгом личной или родовой мести. Понятие мести как таковое вообще отсутствует в русском фольклоре, оно как бы изначально не заложено в "генетическом коде" народа, а русский воин всегда был воином-освободителем. И в этом – отличие русского человека от западноевропейского. Русский историк и философ Иван Ильин писал: "Европа не знает нас... потому что ей чуждо славянорусское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением и лишь потом умом и волею. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как "глупости". Русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности. Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы и желает властвовать над ними. Русский человек всегда наслаждался естественной свободой своего пространства... Он всегда "удивлялся" другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей...". О милосердии и справедливости русского человека свидетельствует добрососедское отношение к народам присоединённых территорий. Русский народ не творил таких злодеяний, как просвещённые европейцы на завоёванных землях. В национальной психологии было некое сдерживающее нравственное начало. От природы сильный, выносливый, динамичный народ был наделён удивительной выживаемостью. На силе духа основывались и знаменитое русское долготерпение, и терпимость к другим. Под непрерывными нашествиями со всех сторон, в невероятно суровых климатических условиях русский народ присоединял огромные территории, не истребив, не поработив, не ограбив и не перекрестив насильно ни один народ. Колониальная политика западноевропейских народов искоренила аборигенов трёх материков, превратила в рабов население огромной Африки, и неизменно метрополии богатели за счёт колоний. Русский народ, ведя не только оборонительные войны, присоединяя, как и все большие народы, большие территории, нигде не обращался с завоёванными, как европейцы. От европейских завоеваний лучше жилось европейским народам, ограбление колоний обогащало метрополии. Русский народ не грабил ни Сибирь, ни Среднюю Азию, ни Кавказ, ни Прибалтику. Россия сохранила каждый народ, в неё вошедший. Она была их защитницей, обеспечивала им право на землю, собственность, на веру, обычаи, культуру. Россия никогда не была националистическим государством, она принадлежала одновременно всем, в ней живущим. Русский народ имел только одно "преимущество"– нести бремя государственного строительства. В результате было создано уникальное в мировой истории государство, которое русский народ защищал своей кровью, не щадя жизни. Именно потому, что на его долю выпали такие страдания и колоссальные жертвы, советский народ в едином порыве встал на защиту своей родины в 1941 году и принял, как свою собственную боль, страдания других народов под гнётом гитлеровских фашистов. И после освобождения родной страны с таким же самопожертвованием, с такой же энергией освободил пол-Европы. Патриотизм, который продемонстрировал русский солдат на полях Великой Отечественной войны, – это патриотизм высочайшей пробы, которого не знала ни мировая, ни отечественная история. Поэтому трудно согласиться с высказываниями в прессе о русском "варварстве" и европейской "добродетельности". Анна Жданова, 16 лет, ученица Радьковской школы Прохоровского района, участница областного конкурса юнкоров "Свой голос") .
32. «Душа России»
Русский философ Н.А. Бердяев в книге «Душа России» свои рассуждения о своеобразии русского духа выстроил в форме диалога-спора (см. табл.). Продолжите этот диалог и, опираясь на реалии современной России, а также на информацию предыдущих текстов, составьте речь-мнение, используя средства диалогизации монолога.
Сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана? Для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной. Россия противоречива… Лик Достоевского так же двоится, как и лик самой России, и вызывает чувства противоположные. Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством.
Отношение к государству
Россия – самая безгосударственная, самая монархическая страна в мире. И русский народ – самый аполитический, никогда не умевший устраивать свою землю. Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю.
Отношение к национальности
Россия – самая нешовинистическая страна в мире… Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость, и часто – увы! – национальное достоинство. Россия – самая националистическая страна в мире. Страна невиданных эксцессов национализма, страна национального бахвальства, в которой все национализировано вплоть до церкви Христовой, страна, почитающая себя единственно призванной и отвергающая всю Европу.
Отношение к свободе
Россия – страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божией правды. Россия – самая небуржуазная страна в мире. В ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает русских на Западе. Россия – страна жуткой покорности, страна, лишённая сознания прав личности и не защищающая права личности, страна инертного консерватизма, порабощения и религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжёлой плоти.
33. Прокомментируйте слова Президента России В. Путина:
Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о "расовой чистоте", о необходимости "завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа". Чтобы в конечном счете заставить людей своими руками уничтожать собственную Родину.