#1 Анастасия » 06.08.2017, 23:42
1. Познакомьтесь с мнением ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничего по поводу реформ системы образования: "Высшая школа в России призвана давать фундаментальные знания, а не оказывать образовательные услуги - говорит ученый. Согласитесь или опровергните его точку зрения, опираясь на свой опыт и знания.
Для справки: Виктор Садовничий является автором около 300 научных работ, написал 25 учебников, монографий, стал академиком, лауреатом двух Государственных премий, получил мировое признание, сделался авторитетнейшим специалистом в области образования...
На какие мысли наталкивает его неожиданный ответ на вопрос "Вы можете сказать о себе: "Я образованный человек"? - "Мне не хватает некоторых знаний"
Что это? Жеманство? Желание набить себе цену? Вам решать. Но ученый с мировым именем, коим является ректор МГУ им. М.В. Ломоносова добавил: "Я образованный человек, ну, если только с какими-то оговорками..."
У России есть основания гордиться своими учеными. Не случайно Запад с удовольствием приглашает выпускников российских вузов в области физики, математики, информационных технологий, потому что понимает фундаментальность полученных ими знаний.
2. Что такое образование сегодня? Как устроена система образования в современной России?
Не все работники общей и высшей школы согласятся с термином "услуга". Семантически в слове "услуга" заложена идея ее оплаты. Другими словами - за услугу надо платить. Услуга - термин рыночной экономики.
До недавнего времени в Советском Союзе образование было бесплатным. Страна после октября 1917 года преодолела грандиозный скачок от сохи до космического корабля. Подавляющее большинство жителей дореволюционной России не умели читать и писать. Несмотря на идеологические установки система среднего, среднего специального и высшего образования давала прочные знания. Мировое признание получило большое количество ученых. С 1901 года 26 выходцев из России стали лауреатами Нобелевской премии за фундаментальные изобретения и открытия в разных областях знаний.
Современная система образования в России переживает кардинальные изменения. Да и сам мир кардинально изменился.
Сегодня основное общее образование по-прежнему остается бесплатным и длится 11 лет. Состоит из 3-з ступеней:
1) начальное общее образование (1-4 годы обучения в школе);
2) базового общего образования (5- 9 годы обучения в школе);
3) среднего (полного) общего образования (10-11 годы обучения в школе).
Наряду с бесплатными школами в России сегодня есть платные негосударственные школы, лицеи, гимназии, вузы. Школьники сдают экзамены после окончания 9-го и 11-го классов:
• Если школьник в 9 классе, ему нужно сдать ГИА по русскому языку и математике на оценку не ниже «удовлетворительно», чтобы пойти в 10 класс или колледж/техникум.
o Если ограничений по здоровью нет, ГИА сдается в форме ОГЭ.
o Если есть ограничения по здоровью, ГИА сдается в форме ГВЭ-9.
• Если школьник в 11 классе, ему нужно сдать ГИА по русскому языку и математике и минимум два предмета по выбору на оценку не ниже «удовлетворительно», чтобы закончить школу, по желанию, поступить в вуз.
o Если ограничений по здоровью нет, ГИА сдается в форме ЕГЭ.
o Если есть ограничения по здоровью, ГИА сдается в форме ГВЭ-11.
По результатам экзаменов плюс экзамены по профилю высшего учебного заведения, в который собирается поступать абитуриент, происходит зачисление в вуз. Некоторым вузам разрешено проводить внутренние экзамены по профильным дисциплинам. Выпускники школ получают аттестат о среднем образовании.
Высшая школа в России с 2009 года проводит обучение своих студентов по двухуровневой Болонской системе: бакалавриат и магистратура. Следует признать, что у этой системы есть много сторонников, но не меньше и противников.
В российских школах и вузах знания учащихся традиционно оцениваются по 5-ти балльной шкале: от "1" до "5" баллов, где 5 (отлично) - это высший балл.
Учебный год в России начинается 1 сентября и заканчивается в мае. В июне школьники и студенты сдают экзамены. Летом они отдыхают.
Одной из серьезных проблем высшего образования в России становится большое количество частных школ и вузов, которые не гарантируют своим учащимся получение качественных фундаментальных знаний. Поступить на платной договорной основе в государственный вуз человеку, не набравшему требуемого количества баллов на ОГЭ, нельзя.
На рынке труда не только в России, но и во всем мире существует жесткая конкуренция. Работодатель заинтересован принимать на работу специалистов, имеющих опыт работы в конкретной сфере. Длительность обучения в вузе по программам бакалавриата и магистратуры не гарантирует трудоустройства на работу по специальности.
3. Так чем, на ваш взгляд, является образование сегодня - услугой или ...? предложите свой ответ.
На наш взгляд, это все-таки высшее образование не услуга. Школа и университет не парикмахерская и прачечная. Это место, где формируется национальная элита. Это и воспитание, и формирование личности, и развитие культурных навыков, тяги к познанию... Да, на Западе, говоря о получении образования, оперируют рыночным термином "услуга". На наш взгляд, университет призван дать человеку образование, с которым будет связана его карьера, вся его жизнь.
Считаете ли вы, что термин "услуга" применительно к учебе в высшем учебном заведении в России приживется?
4. Какова роль и миссия современного учителя? Выразите свое отношение к словам С. Солвейчика.
5. Прокомментируйте высказывание Ю́рия Мефо́дьевича Соло́мина, известного советского, российского актёра, режиссёра театра и кино, театрального педагога, государственного и общественного деятеля России, министра культуры РСФСР (сентябрь 1990 - ноябрь 1991), художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством».
6. Если бы от Вас зависело решение вопроса о том, какой должна быть система образования, чтобы Вы сказали?
7. Педагогика высшей школы, формируя новую профессиональную элиту общества, не может остаться в стороне от проблем глобализирующегося мира с его трансформацией и пересмотром традиционных ценностных установок, затрагивающих основы мировоззрения. Стремительно меняющийся мир навязывает молодому человеку новые модели поведения. Может ли молодежь приспособиться к новым культурным моделям? Выскажите свою точку зрения по этому поводу.
8. Никита Михалков, известный советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, Народный артист РСФСР (1984), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», председатель Союза кинематографистов России с 1998 года, трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993, 1995, 1999), обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1991) и номинант на премию «Оскар» (1993) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Урга - территория любви», лауреат премии «Оскар» (1995) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при Каннского кинофестиваля (1994) за фильм «Утомлённые солнцем», обладатель «Специального льва» Венецианского кинофестиваля (2007) за вклад в киноискусство и номинант на премию «Оскар» (2008) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «12» считает, что с 90-х годов "образовательная система была лишена своей основной функции – воспитания. Воспитание вычеркнуто и вымарано из всей системы". Можете ли Вы согласиться с его точкой зрения? Обоснуйте свою позицию.
9. Президент России Владимир Путин на встрече с активом Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса высказал четкую позицию: "У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма". Что Вы можете сказать по этому поводу? Сформируйте ее в виде тезиса.
10. Министр образования Российской Федерации Васильева О.Ю. придает большое значение формированию любви к Родине. Она говорит: "... вопрос о любви к родине – важнейшая составляющая и воспитательной, и мировоззренческой сферы... слово патриотизм происходит от греческого patris и означает любовь к отечеству, а самое главное, в переводе с греческого – возможность и стремление подчинить свои интересы интересам родины". Выступая с лекцией в Крыму, О.Ю. Васильева рассказала о том, что в произведениях древнерусской литературы – "Повести временных лет", "Слове о полку Игореве" и других – 340 раз встречается формулировка "За русскую землю". "Это и есть наша идея патриотизма – "За русскую землю", – сделала вывод лектор.
Как Вы помните, любовь – это чувство. можно ли воспитывать чувство любви? Выразите свою позицию.
11. Рассматривая аксиологическую функцию культуры с лингвопрагматических, дидактических позиций, фундаментальные свойства культуры можно заключить, что они как феномен не зависят от полноты ее освоения отдельным индивидом. Известный педагог А.С Макаренко писал по этому поводу : «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – педагоги». Что Вы можете сказать по этому поводу?
12. Процесс воспитания, взращивания человека в человеке – очень трудоемкий и длительный. Так, С.П. Капица, советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН, отвечая на вопрос корреспондента "АиФ", почему "человечество оказалось слабым звеном прогресса? Компьютеры стали суперсовершенными, а мы остались такими же, как миллион лет назад", сказал: "А вы взгляните на те же компьютеры. В них есть, грубо говоря, «железо» и программное обеспечение. Программное обеспечение стоит в 10–20 раз дороже «железа», потому что продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее. Так и с человечеством. «Железа» – энергии, оружия – у нас сколько угодно. А программное обеспечение – назовите это культурным потенциалом – отстаёт." Ваша точка зрения по этому вопросу.
13. Надо ли насаждать культуру или человек впитает ее сам? Не секрет, что до недавнего времени воспитательный, да и учебный процесс "дрейфовал" по усмотрению отдельных школ и вузов в каком угодно направлении, пока сама молодежь не продемонстрировала обществу самоубийственность такого пути. Многовековая заповедь "Не убий!", усвоенная и принятая человечеством, не требовала пояснений, она требовала исполнения. На наш взгляд, это в какой-то мере оправдывает выбор С.П. Капицей императивных форм глаголов в призыве: "Культуру надо насаждать! Даже силой. Иначе всех нас ждет крах...Пора внедрять добро!" Выскажите свою позицию по этому вопросу.
14. Общество как будто совершенно неожиданно для себя столкнулось с рядом серьезных проблем, касающихся утраты нравственности, духовности. Молодежь стала не та или педагоги не сумели привить ей тот культурный код, свойственный человеку, для которого Россия - не просто слово?
Из школ и вузов уходит русский язык и литература. Вместо них – натаскивание к ОГЭ и ЕГЭ. В Интернете настойчиво продвигаются идеи возрождения неонацизма, русофобии, ксенофобии как расплата за бездействие. Вряд ли можно считать случайной оплошностью работников сферы услуг рекламу стрижки "Hitlerjugend" в крупном сетевом магазине на юго-западе Москвы. Прическа «под фрица» или «под немца» – модная в России мужская стрижка с 2013 года. Ее популярность у "стильных" молодых людей с тех пор только растет. Реклама убеждает: прическа Гитлера на сегодняшний момент классифицируется как унисекс. Унисекс – небезопасное слово, за ним последует "родитель № 1" и "родитель № 2" как уже нечто само собой разумеющееся. Мы позволили себе такое "отступление" от темы с единственной целью – обозначить "болевые точки" современности и предупредить о последствиях, к которым может привести бездействие и невнимание к гуманитарному образованию подрастающего поколения.
Мир устроен при помощи слов, он описан при помощи слов, управляется при помощи слов. Но ... словесная культура в современной системе образования не нашла достойного места. "Русский язык и культура речи" как учебная дисциплина исключена из новых образовательных стандартов вузов нефилологического профиля подготовки. Между тем с речи начинается все: знакомство с окружающим миром, с людьми. Не случайно говорят, что язык до Киева доведет. Без языка человек чувствует себя чужим среди людей: человеку "без языка", оторванному от родной культуры, подобно Матвею из одноименной повести В. Короленко, "родины хочется". Язык может сделать человека лидером, а может – социальным аутсайдером. Лидер убеждает словом, ему верят, за ним идут.
Лидеры бывают разные, собственно, как и его сторонники. Недавние акции протеста, организованные Навальным, убеждают в том, что ему удалось вывести на улицы ту часть молодых людей, которой легко манипулировать: их просто не научили анализировать, сопоставлять полученную информацию. Их не научили думать и эмоционально переживать, сочувствовать, негодовать, читая книги, на которых выросло поколение победителей в Великой Отечественной войне. Ключевое слово "коррупция" стало для них решающим. "А судьи кто?" - такой вопрос им в голову просто не приходил.
15. Какова роль учителя, преподавателя в становлении нового человека? О роли и миссии учителя русского языка и литературы сказано много. Прочитайте точку зрения профессора Т.Т. Черкашиной и выразите свою позицию по обсуждаемому вопросу.
Так, на Нюрнбергском процессе один из идеологов Третьего рейха признался, что по тайному распоряжению фюрера его канцелярия изучала характер русских по классическим произведениям известных писателей и пришла к ожидаемому главным нацистом выводу: Платон Каратаев из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" – это типичный русский мужик, а Илья Ильич Обломов – типичный русский интеллигент. Этот вывод гарантировал немецкой армии молниеносную победу над Советским Союзом. Не случайно на западе до сих пор спорят, кто такой Обломов, мечтатель, философ, бездельник? Русский человек при всем его трудолюбии всегда был очень мечтательным. Молочная река, кисельные берега – известные концептырусских народных сказок, в которых герои тщетно пытались отыскать землю обетованную, где не нужно работать, где богатство и благополучие приходят сами собой. Именно таков Илья Ильич Обломов. Он способен долго мечтать, упиваясь своим воображением. Вместе с тем тот же Илья Ильич после попытки Штольца вернуть его к активной жизни в споре с ним передает свое восприятие этих "энтузиастов", с которыми он столкнулся после недели насыщенной светской жизни: "Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?".Как оказалось, не так прост и Платон Каратаев, и Илья Ильич Обломов. Нацисты просчитались: изучать характер русских нужно было по главному герою романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1932), именно Павка Корчагин был кумиром поколения победителей, рожденных в двадцатых годах прошлого столетия. Геббельс не ошибся, заявив, что Вторую мировую войну выиграл простой учитель русского языка и литературы, потому что это именно он учил "оставлять поля в тетрадях, но не в боях".
16. Реформы, объявленные на заре перестройки, превратились в долгострой, обречённый на саморазрушение. К такому неутешительному выводу пришли философы, педагоги, историки, доктора наук, профессора, участвовавшие в круглом столе «Шигалёвщина в российском образовании», проведённом «Литературной газетой» в рамках проекта «Словесник». Менялись генпланы, «прорабы», проекты, подходы, которые сознательно(?) разрушают интеллект будущего России. Согласитесь или опровергните эту точку зрения.