Новость

Образцовое владение русским языком

Описание: Форум предназначен для:
- консультирования и взаимодействия педагогических работников русских школ в странах дальнего зарубежья по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования;
- повышения эффективности деятельности русских школ за счет предоставления информации нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера.
Изображение

Анастасия
Анастасия
Репутация: 103

#1 Анастасия » 07.08.2017, 00:09

1. Урок русского языка как неродного и как иностранного - это урок, который предъявляет особые требования к речи преподавателя. Что Вы можете сказать о преподавателе, который общается с учащимися в таком стиле:
- Кто хочет отвечать?
- Слушайте внимательно!
- Надеюсь, что все поняли, или мне нужно объяснять еще раз?
- Кому не интересно, прошу выйти из аудитории!
- На выполнение этого задание у вас есть только 3 минуты!

2. Предположим, в Вашей семье родители как носители разных языков общаются с ребенком на обоих языках. Какой язык для ребенка будет родным первый или и второй?
В практике преподавания русского языка принято выделять:
- «первый язык» (Я1),
- «второй язык» (Я2),
- «родной язык» (РЯ),
- «иностранный язык» (ИЯ).
Уточним, что они противопоставляются по порядку изучения языков (Я1 и Я2) и по принадлежности к языковому коллективу (РЯ и ИЯ).
Не секрет, что Я2 становится доминантным, вытесняя Я1. Так, в многонациональных странах (например, в России, Канаде, Швейцарии и др.) Я2, будучи государственным языком, изучается в учебных условиях, но при этом не является иностранным.
Скажите, следует ли в практике преподавания русского языка вне условий языковой среды разграничивать РЯ и ИЯ? Аргументируйте, пожалуйста, свою точку зрения.

3. Согласны ли Вы с тем, что нарушение системы изучаемого языка (Я2) происходит под одновременным влиянием системы родного языка и других, ранее изученных языков? Прокомментируйте высказывание Махатма Ганди:
"Я хочу, чтобы культуры всех стран обдували мой дом. Но я отказываюсь от того, чтобы они сдували меня с ног".
В роли первичной системы (Я1) выступает родной язык учащегося, поскольку обычно именно он, по словам В.В. Виноградова, является «языком наилучшей степени владения и функционально превалирующим». На формирование вторичной системы (Я2) может влиять и ранее изученный язык, что находит подтверждение в практике. преподавания иностранного языка.

4. Поговорим о роли преподавателя русского языка как неродного и русского языка как иностранного.
Преподаватель РКИ для иностранных студентов – фигура значительная. На начальном этапе обучения его роль тем более важна и ответственна, потому что через него и посредством него начинается знакомство с Россией, ее народом, культурой и, разумеется, языком. Готов ли преподаватель к выполнению подобной миссии и осознает ли он уровень ответственности за качество обучения? Умение говорить на языке, будучи его носителем, – это еще не гарантия владения методикой обучения РКИ.
Корифеи русистики, стоящие у ее истоков, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Т.М. Балыхина и др., в полной мере осознавая роль преподавателя, вошедшего в иностранную аудиторию, замечают: "Огромное значение имеет, конечно, то, насколько подготовлен сам преподаватель. Необходимо каждодневным собственным примером подтверждать, какие языковые и коммуникативные средства наиболее целесообразно употреблять в том или ином случае. Не подлежит никакому сомнению, что развитие речи обучаемого следует начинать с развития речи педагога" О.Д. Митрофанова назначение преподавателя-русиста видела в его умении адаптировать свою речь применительно к индивидуальным возможностям группы.
Согласны ли Вы с утверждением О.Д. Митрофановой? Раскройте ее тезис. Что Вы понимаете под умением преподавателя "адаптировать" свою речь применительно к группе?

5. Найдите методическую ошибку в объяснении преподавателя, которому следовало познакомить учащихся начального этапа обучения с Д.п. при обозначении адресата (кому подарить? и др.)
Семантизируя глагол дарить-подарить, преподаватель говорит и пишет на доске: "Дар-подарок - дарить-подарить" Читаем, где ударение? подАрок. Что это за слово? Почему эти слова вместе? У них общий корень. Дар - это особое состояние человека. Подарок – очень приятная вещь. От друга, от друзей. Дарить – какой вид? Что делать? А если СВ? Сама отвечает – подарить. Еще какие глаголы этого падежа? Преподаватель подтверждает семантизацию странным примером: Джуна знает будущее. У нее особый дар. (Справка: Джуна - это экстрасенс).

6. Анализ фрагмента урока по дисциплине "Русский язык как иностранный". Элементарный уровень владения РКИ. Базовый учебник "Дорога в Россию", ч.1.
На занятии продолжилась работа по уроку № 13 из учебника "Дорога в Россию" со стр. 281, что свидетельствует о том, что за 6 часов предыдущего урока студенты продвинулись только на 4 страницы учебника.
На момент моего присутствия на уроке (я дала преподавателю возможность собрать студентов на урок) студенты читали текст "Книжная выставка" и отвечали на вопросы к нему. На доске не было написано ничего, кроме даты. Если цель урока - понимание учащимися текста, то урок должен был начаться с предтекстовой работы, поскольку текст можно прочитать, поняв средства его языкового выражения (слова, грамматические конструкции и проч.) Так как на доске ничего не было написано, предтекстовая работа проведена не была. Готовясь к подобному уроку, преподавателю следовало бы прежде всего для себя найти ответы на следующие вопросы: 1) какова цель урока; 2) определить, о ком/о чем идет речь в тексте, где и когда происходит действие, какое событие описывается, выделить ключевые текстовые единицы и др.
Предтекстовая работа могла бы была начаться так:
П.: Сегодня мы будем читать текст об известном русском поэте Евгении Евтушенко. Вы знаете, кто такой Евгений Евтушенко?
Предполагаемые варианты ответов:
С.: Не знаем.
П.: Еще раз слушайте вопрос. (Вопрос - это элемент аудирования). Я сказала, кто такой Евгений Евтушенко. Вспомните, что я сказала о Евгении Евтушенко?
Предполагаемые варианты ответов:
С.:
- Вы сказали, что мы будем читать текст о Евгении Евтушенко.
- Что он поэт.
- Что он известный русский поэт.
П. (показывает иллюстрации Арбата): Арбат - это имя улицы в центре Москвы. Кто был на этой улице? Кто был на улице Арбат? Там можно ездить на машине? Там ходят автобусы?
С.: Был (-а,-и).
П.: На Арбате можно ходить пешком. Там нельзя ездить на машине, на троллейбусе, на автобусе.
П.: Пешком - пешеход (пешком + ходить) - это человек, он ходит
Старая - старинная (= очень старая)
Старый (-ая, -ое, -ые) /новый шарф, диван, телефон
старый/молодой человек
Старинный город (Москва, Ханой, Пекин, Каир):
старый/плохой телефон (это не новая модель, она мне уже не нравится, я хочу купить новую модель, хочу купить новый телефон)
старинная улица, старинный город - это улица и город. У них есть история.
П.: Что вы узнали? Какая улица Арбат? Старая или старинная?
С.: Старинная.
П. (показывает иллюстрации Красной площади): Красная площадь старая или старинная?
С.: Старинная.
П.:. В Пекине/Каире/Вьетнаме есть старинная площадь? Как называется старинная площадь в Пекине/Каире/Вьетнаме?
С.: ...
П.: Магазин "Дом книги" - это имя магазина. Что можно купить в этом магазине?
С.: В магазине можно купить книги.
П.: Там можно купить продукты?
С.: Нет, там нельзя купить продукты.
П.: Где можно купить молоко, хлеб, масло, яблоки и т.д.?
С. В магазине "Продукты"
Подобная предтекстовая работа расширяет, во-первых, страноведческие знания студентов; во-вторых, позволяет путем языковой синонимии/антонимии развивать языковую догадку; в-третьих, закрепляет ранее изученную лексику и грамматику.
Ход урока
1. Притекстовая работа на уроке отсутствовала. Ее главное назначение - осмыслить название текста и повторить грамматические модели: что/кто это? идти куда? быть где? о чем текст? и др.
Если преподаватель не задавал на дом читать текст, значит, было бы целесообразным преподавателю самому прочитать текст. Студенты смогли бы следить за чтением по учебнику или просто слушать интонационно грамотную русскую речь.
В тексте "Книжная выставка" есть четверостишие из стихотворения Е.Евтушенко:
Весенней ночью думай обо мне,
И летней ночью думай обо мне,
Осенней ночью думай обо мне,
И зимней ночью думай обо мне.
С этим отрывком следовало бы поработать особо, поскольку это прекрасный повод помочь учащимся-инофонам выявить имплицитную информацию, заложенную в тексте. Для начала показываем картинки с изображением всех времен года. Преподаватель должен сказать: Весна - это время года, лето - это тоже время года, осень - это время года и зима - это время года.
П.: Какое время года сейчас? Какое будет потом? Сейчас зима, а какое время года было?
П.: Какой сейчас день? (зимний)
П.: Я люблю зиму, а вы? Какое время года любите вы?
П.: Я родилась весной. А когда вы родились?
Далее все эти вопросы ст-ты должны задать по очереди друг другу. Один спрашивает, другой отвечает.
Нужно нарисовать таблицу и поработать с лексикой, которая есть в стихотворении:
Что? I падеж Какой (-ая,-ое,-ие)? Когда?

весной
летом = всегда
осенью
зимой
ночью
весна весенний
лето летний
осень осенний
зима зимний
ночь ночной
Нужно вернуться к тексту стихотворения и повторить глагол думать.
П.: Вы поняли, о ком думает поэт весенней ночью/летней ночью/осенней ночью/зимней ночью?
Ст-ты по очереди должны задать эти вопросы друг другу.
Преподаватель должен спросить:
П.: Как вы думаете, поэт любит эту девушку? Это его подруга?
П.: Поэт говорит: "Думай обо мне!"
П.: Поэт думает о ней всегда: весной, летом, осенью, зимой, ночью, утром, днем, вечером.
Ничего подобного на анализируемом уроке не было. Фактически на уроке студенты читали текст по очереди до конца.
Притекстовая аудиторная работа, или чтение текста студентами, предполагает чтение студентами текста по смысловым частям и обсуждение понятого в процессе чтения по смысловым частям, или абзацам. В ходе притекстовой работы нужно было помочь студентам обнаружить и осмыслить ключевые единицы текста. Этого сделано не было. Студенты прочитали текст, и им были предложены вопросы, на которые они должны были искать ответ в тексте. Вопросы читал преподаватель. Это могли бы сделать сами студенты, имитируя диалогическое общение.
Далее преподаватель задает вопросы: "Кому Антон показал книгу и автограф?" Студент затрудняется ответить. Преподаватель отвечает сам, необоснованно вводя мн.число существительного "друзья"в Д.п. Студенты пока не знакомы с формой Д.п. мн.ч. существительного "друзья". В тексте есть известная модель, которую и следовало бы закрепить (Д.п. кому? - Джону, Кларе, Марии и Анне). И далее преподаватель резюмирует: "Антон много читает книг". Снова в речи преподавателя появляется неизвестная студентам форма мн. числа существительного.
Вывод: преподаватель не следит за своей речью, вводит в нее слова и их формы, которые затрудняют понимание вопроса, н-р: "Что там на самом деле было на Арбате?" Спрашивает у самого слабого студента, единственного мальчика, присутствующего на уроке: "Что любят читать мальчики, мужчины?" Студент молчит. Преподаватель отвечает: "Любит читать политика, новости". Преподаватель сознательно не употребляет правильный падеж и мн.ч. глагола пр. времени? Такое уже было на предыдущем уроке.
Преподаватель не закрепляет лексико-грамматические модели урока, а бессистемно вводит слова и их грамматические формы, которые для носителя языка вполне возможны в подобной речевой ситуации (на самом деле было, друзьям, книг и др.). Но преподаватель русского языка обязан употреблять в своей речи на уроке слова, известные студентам, и закреплять те речевые модели, которые содержательно и тематически соотносятся с задачами урока. Незнакомые студентам формы изученных слов воспринимаются ими как новые слова.
Послетекстовая работа на уроке отсутствовала, хотя в учебнике есть задание, которое ориентировано на нее (стр.282 г). Можно было бы предложить студентам письменно ответить на один из 3-х вопросов (н-р: Что я узнал(-а) о Евгении Евтушенко?), не глядя в текст. Но для этого на доске следовало бы написать опорные слова. Выполняя это задание устно на уроке, студенты не продуцировали связный текст, а соединяли отдельные слова и словосочетания. Ответить на 2 других вопроса из задания г) на стр. 282 следовало бы предложить в качестве домашнего задания.
Послетекстовая работа предполагает также закрепление ранее изученных лексико-грамматических моделей. С этой целью можно было предложить выполнить следующие упражнения:
1. Это слова, составьте из них предложение. (Учебники закрыты).
1. Известный, русский, поэт, очень, любить, девушка/подруга/она. 2. Он, думать, о, она/девушка/подруга, (когда?) день, ночь, лето, осень, зима, весна. 2. Он, нравится, девушка/подруга. 3. Он, говорить, она: думать, о, я. 4. Он, просить, она/девушка/подруга: думать, о, он, весенняя ночь, летняя ночь, осенняя ночь, зимняя ночь. 5. Он, думать, о, она/ девушка/подруга, всегда.
Презентация нового лексико-грамматического материала была вновь подменена чтением студентами учебника. Преподаватель не предложил студентам выполнить какие-либо тренировочные упражнения по новой грамматической модели местоположения в пространстве: около чего? (II падеж). Преподаватель просто предложил студентам вспомнить Р.п. и прочитать эту модель в учебнике. Студенты не могут вспомнить то, что еще не знают. Это новая для них информация. Кроме того, употребляя глагол вспомнить в несвойственном ему значении, преподаватель сознательно провоцирует интерференцию. На этом работа по новой модели закончилась. Она заняла 5 минут.
Как можно было бы дать новую грамматическую тему?
П. показывает картинки и спрашивает: скажите, что это? (университет-метро, дом-парк, аптека-магазин, библиотека-музей, школа-почта, завод-магазин и др.)
С.: Это метро. А это университет.
П.: Где метро?
С.: Метро здесь.
П.: А где университет?
С.: Университет там.
П.: Университет находится около (чего? II падеж) метро?
П. должен нарисовать схему и показать в цвете, как меняется окончание в Р.п. в м.р. и в ж.р. существительных:
что? I падеж
он -
она - а Находится около чего? II падеж
он - а
она - ы/и
дом (он)
около университета (него)
университет дома
магазин парка
парк магазина
аптека (она) школы (нее)
школа аптеки
почта библиотеки
библиотека почты

Ничего этого на уроке не было.
В качестве домашнего задания можно было дать упражнение на повторение глаголов движения и лексико-грамматической модели обозначения местонахождения предмета в Р.п.:
1. Ответьте на вопросы, используя слова из предыдущей таблицы. Поставьте слова из скобок в правильную форму.
1. Куда ты сейчас (идти)? 2. Сейчас я (идти) в (библиотека). 3. Где находится библиотека? Библиотека находится около (метро). 4. Где ты (быть)? 5. Я (быть) в (библиотека). 6. Откуда ты (идти)? 7. Я (идти) из (библиотека). 8. Куда (идти) твои друзья? 9. Они (идти) в парк. 10 Ты (знать), где он находится? 11. Да, я (знать), где находится парк, он находится около (библиотека). 12. Ты (помнить), куда (ездить) Антон? 13. Да, я (помнить), куда он (ездить), Антон (ездить) на Арбат. 14. Где он был? 15. Антон (быть) на (книжная выставка). 16. Антон (любить) читать книги? 17. Да, он (любить) читать книги. 18. (Рассказать) мне, пожалуйста, где находится Арбат? 18. Улица Арбат находится в центре Москвы, около метро "Арбатская". 19. Там есть магазин "Дом книги"? 20. Да, он находится около метро. 21. "Дом книги" - это большой магазин? 22. Да, это большой магазин. 23. Около метро есть ресторан "Прага". и т.п.
Резюме: работа преподавателя и студентов по учебнику "Дорога в Россию" - это не простое чтение подряд всего того, что написано в учебнике. В учебнике представлены модели, даны диалоги, мини-тексты, упражнения на подстановку, выбор языковых единиц. Преподаватель должен подбирать к каждому уроку лексико-грамматические упражнения в соответствии с образовательными задачами урока. Грамматические модели, представленные в учебнике, - это всего лишь ориентир для организации преподавателем учебной работы на уроке.
Урок, на котором преподаватель не ставит перед собой конкретную обучающую цель, на котором не использует никаких методов и приемов обучения, принятых в РКИ, кроме чтения студентами по команде преподавателя всего подряд, что есть в учебнике, нельзя считать эффективным и методически грамотным.
Преподаватель N. в очередной раз доказала, что она не владеет методикой преподавания дисциплины "Русский язык как иностранный". Любительство - это не профессионализм.

7. Познакомьтесь с конспектом урока победителя конкурса "Образцовое владение русским языком". Урок русского языка в 6 классе №___ «____/____»____________ 20__ г.

Тема урока: «Фразеологизмы»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи урока:
• образовательные: формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
• развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со словарями, умение определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи;
• воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности, интерес, внимание к слову.
Тип урока: урок – путешествие (1 час).
Оборудование урока: рабочие тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологический словарь, оценочные листы.

Ход урока.
I. Организационный момент. 2 минуты
Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап. 5 минут
Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (слайд 1: на доске записана только часть темы урока).
- Ребята, открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания (слайд 2):

Ахиллесова пята
Намотать на ус
Белая ворона
Медвежья услуга
Бить баклуши
(Это фразеологизмы)

- Правильно, все это – фразеологизмы
- Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие в этот удивительный мир фразеологизмов (слайд 3). Допишите название темы урока в ваши рабочие тетради. Мы будем путешествовать на сказочном поезде, поэтому я раздала каждому из вас маршрутные листы, где вы, выполняя в течение урока задания, будете выставлять баллы за каждый правильный ответ себе и своим одноклассникам.
- Какие цели мы поставим перед собой? (узнать о фразеологизмах, их признаках, чем отличаются от других речевых единиц, научиться использовать их в речи).
Слово учителя: Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, рука об руку, не покладая рук.
- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы).
Мы отправляемся в путешествие…. (слайд 4: поезд)

III. Первая станция «Теоретическая». 3 минуты
- Мы на станции «Теоретическая». Давайте узнаем, что же такое фразеологизмы. Что нужно для этого сделать? (изучить теорию в учебнике)
- Правильно. Откройте учебники и прочитайте определение слова фразеологизм. Задать время: 1 минута.
- Так что же такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов).
- Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов? (фразеология) (слайд 5).
ФРАЗЕОЛО́ГИЯ (от греч. phrasis - выражение, оборот речи и logos – учение) - раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов.
Все, кто ответил правильно, ставит себе в маршрутный лист 1 балл.

- Каким будет следующий наш шаг? (применим полученные знания на практике).

IV. Вторая станция «Фразеологический зверинец». 4 минуты.
Цель: развитие умений использовать устойчивые сочетания в речи.
- Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Наверное, вы уже догадались, что наш поезд прибыл на станцию «Фразеологический зверинец». (Слайд 6.)
- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Я зачитываю вам начало фразеологизма, вы молча записываете через запятую концовку. У вас 2 минуты.
Голоден как…
Труслив как…
Грязный как…
Нем как …
Колючий как…
Хитёр как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, свинья, рыба, ёж, лиса (по щелчку: слайд 7). За каждый правильный ответ – 1 балл (всего: 6 баллов).

V. Третья станция. «Этимологическая». 8 минут.
Цели: дать понятие об источниках возникновения фразеологизмов, развитие умений определять синтаксическую роль фразеологизмов.
- Поезд (слайд 8). Перед нами третья станция - «Этимологическая». Здесь нам предстоит выполнить три задания. По ходу работы вы поймете, почему она так называется.

1) На доске в беспорядке части фразеологизмов.
- За 2 минуты соедините разбросанные части фразеологизмов - фронтально (слайд 9). Ученики записывают получившиеся фразеологизмы в столбик.
Шиворот-навыворот (происхождение)
Брать быка за рога
За тридевять земель
Яблоко раздора
Самопроверка (щелчок - слайд 10, 11, 12, 13): сравнить с доски, за каждый правильный ответ – 1 балл (всего: 4 балла.). Выставить в маршрутный лист.

2) Происхождение фразеологизмов, т.е. их этимология – 2 минуты:
- Понятно теперь, почему станция называется этимологической?
- Как вы считаете, как образовались фразеологизмы?
- Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, из сказок, мифов.

- Мы уже знаем, как образуются фразеологизмы. Двигаемся дальше.
3) Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов – 3 минуты. Для этого прочитайте правило в учебнике..
- Сколько фразеологизмов в предложении?
- Кто хочет выйти к доске и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения?
Лётчики в поте лица стараются выполнить план лётной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колёса (слайд 14).

Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
VI. Четвертая станция «Фразеологическая разминка». 3 минуты (слайд 15, 16, 17) - музыка при щелчке)
- Я вижу, что вы уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Разведем руками.
- А теперь - руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову.

- Ребята, в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжим наш урок.

VII. Пятая станция «Словарная». 7 минут
- Пятая станция на нашем маршруте - «Словарная» (слайд 18).
Цель: развитие умений работать с фразеологическими словарями, формирование умений определять признаки фразеологизмов.
- Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? (работать со словарями). Слайд 19.

1) На доске записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради. У вас 4 минуты (слайд 20). Работать будете в парах.
Кататься как сыр в масле – жить в достатке
Денег куры не клюют - очень много денег у кого-то
Как кот наплакал - малое количество чего-либо
Вывод:
- Давайте проверим, всё ли верно. Самопроверка (слайд 21): за выполнение задания – 1 балл. Если все у вас правильно, ставьте себе 3 балла.
- Что вы будете делать, если не знаете значения какого-либо фразеологизма? (обратимся к фразеологическому словарю)
- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

2) Вы уже знаете все признаки фразеологизма. Докажите, что это фразеологизмы, пользуясь схемой рассуждения из учебника.
Вывод:
- Так что же такое фразеологизмы? Назовите их признаки (устойчивые сочетания слов, т.к. нельзя в него вставить слово без изменения значения, образное, выразительное, близко по значению слову, является одним членом предложения).
Слово учителя: Фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.

VIII. Шестая станция «Синонимы и антонимы» (слайд 22). 7 минут.
Цель: сформировать умение подбирать к фразеологизму синонимы и антонимы.
- Наше путешествие по миру фразеологии подходит к концу. Мы на последней станции «Синонимы и антонимы» (слайд 23). Здесь мы будем работать по вариантам. Упражнение 469 на стр. 131: один подбирает синонимы, другой - антонимы. Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.
На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима. У вас 4 минуты.
Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света (слайд 24).
Взаимопроверка (слайд 25):
фразеологизм синоним антоним
Рукой подать
перед носом
два шага у черта на куличках
Одного поля ягоды два сапога пара
из одного теста из другого теста
другой породы
белая ворона
За три девять земель на краю света два шага
Кататься как сыр в масле Как у Христа запазухой Ни кола ни двора
Денег куры не клюют Хоть лопатой греби Как кот наплакал


IX. Домашнее задание. 2 минуты
Вы уже узнали все о фразеологизмах, а дома вы попробуете использовать их, выполнив следующее задание. Я вам раздала карточки с текстом. (слайд 26)
Озаглавьте текст, перепишите. Закончите текст, используя слова для справок.
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, от ворон уберечь. Вороны ведь большие любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно пронюхали о находке, вот одна кружится, вот другая… Того и гляди сыр из-под носа утащат среди бела дня.
Слова для справок: откуда ни возьмись, съела под шумок, ушла как ни в чем не бывало, подальше от греха, а ее уж и след простыл.

X. Подведение итогов урока. 5 минут
Ребята, вам понравился урок? Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Узнали, что такое фразеологизмы, научились определять их признаки, находить их в тексте и др.). Теперь остается только впустить эти замечательные устойчивые словосочетания в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает ее более насыщенной, образной, красивой. Помните, что современному обществу нужна здоровая и образованная молодежь.
- Вы действительно сегодня активно поработали. Подсчитайте теперь ваши баллы и поставьте по ключу оценку за сегодняшний урок (слайд 27).
- Как вы думаете, кто лучше всех работал на уроке? Кого можно наградить грамотой знатока фразеологии? (слайд 28)
Вложите оценочные листы в рабочие тетради и сдайте мне, чтобы я могла выставить оценки в журнал.
Всем спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания!

Конкурс Образцовое владение русским языком

I. Конкурс знатоков фразеологии
1. Назовите одним словом: Ахиллесова пята, Намотать на ус; Белая ворона; Медвежья услуга; Бить баклуши.
2. Подбери синонимы и антонимы
фразеологизм синоним антоним
Рукой подать
перед носом
два шага у черта на куличках
Одного поля ягоды два сапога пара
из одного теста из другого теста
другой породы
белая ворона
За три девять земель на краю света два шага
Кататься как сыр в масле Как у Христа запазухой Ни кола ни двора
Денег куры не клюют Хоть лопатой греби Как кот наплакал

3. Проведи зарядку
Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Разведем руками.
- А теперь - руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову.

8. Русский язык как иностранный для инофонов является целью и средством обучения одновременно. "Беспредельность" русского языка в восприятии учащихся начального этапа обучения ставит преподавателя в ситуацию жесткого отбора лексико-грамматических средств, достаточных с методической точки зрения для восприятия на конкретном уроке РКИ с целью вывести учащихся "в речь" и подготовить их к общению на русском языке.
Расшифруйте утверждение, касающееся "беспредельности" русского языка.

9. Познакомьтесь с дидактическими материалами по страноведению. Возьмите их на заметку.
У КАРТЫ РОССИИ
Россия является самым большим государством на Земле, так как занимает площадь 17 миллионов кв. км, что вдвое больше такой страны, как США. Россия располагается на территории двух частей света – Европы и Азии. Россия – морская держава. Двенадцать морей трех океанов омывают Россию. Россия является «чемпионом» среди стран-соседей: она граничит по суше с 14 странами, а с США и Японией она имеет морские границы. По территории России течет самая большая река Европы – Волга, а самой длинной рекой в России является Лена (4337 км). В России находится самое глубокое и чистое озеро в мире – Байкал.
Россия является лидером в мире по запасам таких полезных ископаемых, как каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда, торф, ртуть и др. Сибирь славится огромными запасами золота, а Якутия – своими алмазами.
Россия представляет собой федерацию. Это значит, что она объединяет на равных правах разные народы. Русские являются самым многочисленным народом России (более 4/5), а вместе с ними живут более ста национальностей и народностей.
Послетекстовые задания
Задание 1. Поставьте вопросы к следующим предложениям:
1).Россия занимает 17 млн кв.км.
2). Россия является самым большим государством на Земле.
3). Россия – морская держава.
4). Самая большая река Европы – Волга.
5 ). Самая длинная река в России – Лена.
6). Самое глубокое и чистое озеро в мире – Байкал.
7). Россия является лидером в мире по запасам многих полезных ископаемых.
8). Сибирь славится огромными запасами золота, а Якутия – алмазами.
9). Россия представляет собой федерацию.
10). Русские являются самым многочисленным народом России.
Задание 2. Выскажите свое мнение и обоснуйте его.
1). Россия, на ваш взгляд, более европейская или азиатская страна?
2). Хорошо ли быть «чемпионом мира» по числу стран-соседей?
3). Как вы считаете, есть ли преимущества у России как страны, обладающей самой большой территорией?
4). Трудно ли управлять многонациональной страной?
5). Что вам нравится и что не нравится в России?
БАЙКАЛ И АНГАРА
В южной части Восточной Сибири есть уникальное озеро. Это озеро Байкал, которое является самым глубоким озером земного шара. В некоторых местах глубина озера почти равняется океанской (1620 метров). Но Байкал знаменит не только своими глубинами. 330 рек и речонок, которые впадают в озеро, приносят в него чистейшую воду. Пресная вода Байкала, в которой почти нет солей, похожа на дистиллированную. Она необыкновенно прозрачна. В хорошую погоду на озере можно видеть рыбу на глубине 40 метров.
Единственная река, которая вытекает из Байкала – красавица Ангара. Легенда рассказывает, что Ангара – это дочь Байкала, которая убежала от отца к Енисею – могучей сибирской реке. На Ангаре построена ГЭС (гидроэлектростанция), себестоимость энергии которой – самая низкая в стране.
Послетекстовые задания
Задание 1. Составьте вопросный и назывной планы к тексту.
Задание 2. Передайте содержание двух предложений одним предложением со словом « который».
О Б Р А З Е Ц: Енисей – могучая сибирская река. В эту реку впадает Ангара.
Енисей - могучая сибирская река, в которую впадает Ангара.
1). Байкал – это уникальное озеро. В этом озере содержатся огромные запасы пресной воды. 2). В Байкал впадает 330 рек. Эти реки приносят в Байкал чистейшую воду. 3). Очень прозрачна вода Байкала. В этой воде почти нет солей. 4). В Байкале обитают около 1800 видов животных и рыб. Из них 76% встречаются только в этом озере. 5). Из Байкала вытекает река Ангара. На Ангаре построена ГЭС.
Задание 3. Расскажите о самом большом озере вашей страны.

ТАМ, ГДЕ ЕВРОПА ВСТРЕЧАЕТСЯ С АЗИЕЙ
Задание 1. Прочитайте диалог. Расскажите, что нового вы узнали из этого диалога.
А. – Вы не знаете, где проходит граница между Европой и Азией? Где можно увидеть это место?
Б. – Такая граница проходит по реке Урал, и увидеть это место можно, если отправитесь в путешествие по Уралу.
А. – Да, но я слышал, что Урал – это громадный регион, основу которого составляют Уральские горы.
Б. – Да, действительно, Урал – один из богатейших регионов России. Он славится своими сказочными запасами полезных ископаемых, которых обнаружено там около 13 тысяч. Урал – крупнейший центр чёрной металлургии. А Уральские горы служат условной природной границей между Европой и Азией.
А. – А существует ли какой-нибудь символический знак, как, например, каменный столб «Здесь центр Европы» в Карпатах на Украине?
Б. – Конечно, в 40 километрах от третьего по величине российского города Екатеринбурга стоит столб с надписью «Европа – Азия». Но самое интересное, что каждый год в первое воскресенье февраля у этого столба собираются люди с разных концов страны.
А. – И кто же эти люди? Зачем они туда съезжаются?
Б. – Это туристы, которые установили такой обычай. Они собираются на большой туристический праздник, после которого они отправляются в путешествие по Уралу, потому что они хотят знать страну не только по фотографиям и фильмам, но и увидеть её своими глазами. Я думаю, это замечательно!
Послетекстовые задания
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1). Где проходит граница между Европой и Азией?
2). Чем славится Урал?
3). В чём символ символического столба «Европа – Азия»?
4). Как вы думаете, что чувствуют туристы около этого столба?
СИБИРЬ
Вполне возможно, что людям, мало знающим о России, Сибирь кажется холодным, суровым краем, где царствуют морозы и дикие звери. Но для россиянина слово «Сибирь» многозначно.
Прежде всего Сибирь – это две трети территории России. С запада на восток она простирается от Уральских гор до Тихого океана, на севере выходит к Северному Ледовитому океану, на юге граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. Сибирская тайга – это целый материк. По Сибири протекают самые большие реки России – Лена, Енисей, Обь. Протяжённость всех сибирских рек – около миллиона километров. В самом глубоком в мире озере Байкал – пятая часть запасов пресной воды на земле. В Сибири слишком много всего, что существует в единственном, нигде не повторяющемся виде.
Климат в Сибири резко континентальный. Зима здесь продолжается от 5 до 8 месяцев, морозы минус 40 – 50 градусов – дело обычное, но бывают морозы и минус 60 градусов. Лето там тёплое, иногда даже жаркое. В некоторых местах на Байкале солнечных дней в году больше, чем на южных курортах.
Сибирь была открыта почти на 100 лет позднее, чем Америка. Но, как говорят архитекторы, человек там появился уже 40 – 50 тысяч лет назад. С начала 15 века в русских летописях появилось название «Сибирская земля». «Большая история» Сибири начинается после присоединения её к России. В конце 16 века русские купцы и промышленники стали осваивать новые земли, строить города. Вслед за ними в Сибирь стали ехать крестьяне и ремесленники. Для них это было возможностью начать жить свободной жизнью.
Сибирь – это край природных богатств. Там есть огромные месторождения угля, нефти, газа, золота, алмазов. Но отдаёт Сибирь их человеку с огромным трудом: вечная мерзлота, сильные морозы, труднодоступная тайга затрудняют освоение сибирских богатств. Огромны и гидроресурсы Сибири. На могучих сибирских реках построено много гидроэлектростанций (ГЭС), которые дают электроэнергию промышленным предприятиям и свет и тепло жителям Сибири. Сегодня в Сибири живёт более 25 миллионов человек – представителей 50 народов и национальностей. Построены новые города, открыты университеты и театры. Столицей Сибири считается город Новосибирск – большой современный промышленный город с населением более миллиона человек. Недаром великий русский учёный Михаил Ломоносов сказал такие слова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».
Послетекстовые задания
Задание1. Расположите пункты плана в соответствии с последовательностью информации в тексте.
– Население Сибири.
– Климат Сибири.
– Географические особенности Сибири.
– Природные богатства Сибири.
– Освоение Сибири русскими.
– Ломоносов о Сибири.
Задание 2. На основе назывного плана составьте вопросный план. Запишите его.
Задание 3. Продолжите высказывания, используя информацию текста.
1) Для россиянина слово «Сибирь» …
2) Сибирь занимает …
3) Климат в Сибири …
4) «Большая история» Сибири началась после ….
5) Освоение сибирских богатств затрудняют …
6) Столицей Сибири считается …
Задание 4. Преобразуйте пассивные конструкции в активные:
1) Сибирь была открыта на 100 лет позднее Америки.
2) Новые земли в Сибири осваивались сначала купцами и промышленниками.
3) На могучих сибирских реках построено много ГЭС.
4) В Сибири построены новые города.
5) В сибирских городах открыты университеты и театры.
6) Столицей Сибири считают Новосибирск.
7) Ломоносовым было сказано, что « российское могущество прирастать будет Сибирью».
Задание 5. Ответьте на вопросы:
1) Какие районы вашей страны считаются районами природных богатств?
2) Какие полезные ископаемые добываются в вашей стране?
3) Как используются природные богатства вашей страны?
Знаменитые люди России
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
Замечательный русский учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году на севере России в семье крестьянина-рыбака. В то время сыну крестьянина было практически невозможно получить образование. Только к двенадцати годам Ломоносов научился читать: школы в их бедной деревне никогда не было. Но мальчик очень хотел учиться, и в 19 лет он пешком с рыбным обозом отправляется в Москву. В Москве с большим трудом ему удалось поступить учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось выдать себя за дворянского сына, так как крестьянских детей в Академию не принимали. Необыкновенные способности Ломоносова были замечены: через пять лет он был отправлен для продолжения образования в Петербург, а оттуда – за границу. Сын крестьянина, только в 12 лет научившийся читать, в 34 года становится профессором химии Петербургской Академии Наук. Ломоносовым была создана первая в России научная химическая лаборатория. Трудно перечислить все вопросы, исследованиями которых занимался Ломоносов. Им написаны труды и по химии, и по физике, и по геологии, и по астрономии, и по географии, и по метеорологии.
Ломоносов был не только гениальным учёным, но и талантливым художником, поэтом. Историком и филологом. В 1755 году им была написана первая научная грамматика русского языка. По его инициативе и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет, который теперь носит его имя.
Своими открытиями Михаил Васильевич Ломоносов обогатил почти все области знаний. Многие его идеи более чем на сто лет опередили науку того времени.
Послетекстовые задания
Задание 1. Составьте 10 вопросов к тексту.
Задание 2. Составьте и напишите назывной и вопросный планы текста.
Задание 3. Расскажите о деятельности какого-либо учёного вашей родины, ответив на следующие вопросы:
1) В каком веке жил этот учёный?
2) В какой области науки он работал?
3) Какие открытия принадлежат этому учёному?
4) Какое значение имеют его работы для развития науки?
РУССКИЙ МАТЕМАТИК СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ
(1850 – 1891)
Имя первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской известно всему миру. Рассказ о её жизни – это увлекательная история о девушке, полюбившей свободу и математику.
Она родилась в 1850 году в Москве в богатой семье. Когда девочке было 8 лет, семья уехала из Москвы в деревню. Там прошло её детство. Училась она удивительно легко. Особенно она увлекалась математикой. Любопытно, как произошло её первое знакомство с высшей математикой. Стены в детской комнате были оклеены лекциями по математическому анализу. Формулы, которые девочка видела ежедневно, врезались в её память. С 15 лет она начала систематически изучать курс высшей математики, но поступить в университет Софья Васильевна не могла: в то время в России девушек не принимали в университеты и высшие школы.
Когда Софье Васильевне исполнилось 18 лет, она уехала учиться в Германию. Она едет в Берлин, потому что хочет слушать лекции знаменитого немецкого математика профессора Карла Вейерштрасса. Но профессор читал лекции в Берлинском университете, куда женщины тоже не допускались. Сам Вейерштрасс тоже считал, что в университете, а особенно на математическом факультете, женщинам учиться нельзя. Но Софья Васильевна пошла к профессору Вейерштрассу и добилась, чтобы он проэкзаменовал ее. Профессор дал ей задачи, которые сам считал очень трудными. Но когда Ковалевская на следующий день пришла к нему и принесла решённые задачи, он понял, что перед ним талантливый математик. Профессор согласился заниматься с ней индивидуально.
Когда Ковалевской исполнилось 24 года, ей присудили учёную степень доктора философских наук. Эту степень присуждали за выдающиеся заслуги в математике, физике и химии.
С дипломом доктора наук Ковалевская приехала в Петербург, но ей предложили преподавать арифметику в младших классах гимназии, потому что женщины в царской России имели право преподавать только в младших классах и только в гимназиях. Софья Васильевна начинает в это время заниматься литературой, она не только выдающийся математик, но и талантливый писатель. Но, конечно, в первую очередь, она хочет заниматься своим любимым делом – математикой. Для этого ей приходится уехать из России, и в 1884 году она уезжает в Стокгольм в Швецию. Там Ковалевская не только преподавала, но и вела большую научную работу. За две свои научные работы она получила международные премии: премию Парижской и Шведской Академий наук. В 1889 году её избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Послетекстовые задания
Задание 1. Составьте назывной и вопросный планы текста.
Задание 2. Используя свой план, перескажите текст.

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ РЕФОРМАТОР ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН
(1862 – 1911)
Предтекстовые здания
Задание 1. Слушайте и повторяйте слова и словосочетания. Постарайтесь понять их значение без словаря. Запомните их.
войти в историю = стать известным
покушение (-ия) (на кого?)= попытка убить человека
совмещать два поста = занимать две должности
взять курс = развиваться, идти, двигаться в конкретном направлении
крылатые фразы = всем известные фразы, высказывания
оперировать (чем?) = пользоваться (чем?)
обретать-обрести (что?) = приобретать = приобрести (что?)

Задание 2. Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые абзацы, дайте им название.
Пётр Аркадьевич Столыпин происходил из дворянского рода, родился Столыпин 2 (14) апреля 1862 года в столице Саксонии, в городе Дрездене. Во время учёбы в гимназии выделялся среди гимназистов рассудительностью и характером. В 19 лет Пётр, окончив гимназию в г. Орле и получив аттестат зрелости, уехал в Санкт-Петербург, где поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Во время обучения Столыпина одним из преподавателей университета был знаменитый русский учёный Д. И. Менделеев. Он принимал у него экзамен по химии и поставил «отлично».
В российской истории начала XX века Столыпин известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в реформировании экономики России. Столыпин был премьер-министром. На этом посту, который он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа. Главным содержанием этой реформы было введение частной крестьянской земельной собственности. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II-ой Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов. Во время выступлений перед депутатами Государственной Думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы: «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» - стали крылатыми. Подавление революции сопровождалось казнями отдельных её участников по обвинению в бунте, терроризме и поджогах помещичьих усадеб. Вследствие принятых мер, революционный террор был подавлен, перестал носить массовый характер. Государственный порядок в стране был сохранён. Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным. В обиход вошли термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция». Лев Толстой в статье «Не могу молчать!» выступил против военно-полевых судов и соответственно политики правительства. Его поддержали многие известные люди того времени. В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы премьер обосновывает свою точку зрения на жесткие меры военно-полевых судов:
«Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада.
Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества».
Особая заслуга Столыпина – аграрная реформа. Оценку реформы Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформа не была осуществлена полностью вследствие трагической гибели Столыпина. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долгосрочной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»). Заслуживает отдельной оценки политика Столыпина относительно Сибири, состоявшая в поощрении переселения на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это переселение было частью аграрной реформы. В Сибирь переселились около 3 млн. человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населённых пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян из европейской части России, составивших 22 % жителей округа. Они ввели в оборот 3,4 млн. десятин пустующих земель. Для переселенцев в 1910 году были созданы специальные железнодорожные вагоны. От обычных они отличались тем, что одна их часть во всю ширину вагона предназначалась для крестьянского скота и инвентаря. Оценка деятельности Столыпина как его современниками, так и историками неоднозначна и носит полярный характер. В ней одни выделяют только негативные моменты, другие, напротив, считают его «гениальным политическим деятелем», человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций

Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.
Ещё при жизни П. А. Столыпин обрёл не только яростных критиков, но и преданных сторонников. В 1911 году В. В. Розанов, тяжело переживавший убийство П. А. Столыпина, в статье «Террор против русского национализма» писал: «Вся Русь почувствовала, что её ударили… пошатнувшись, она не могла не схватиться за сердце». И в другом месте: «Что ценили в Столыпине? Я думаю, не программу, а человека: вот этого «воина», вставшего на защиту, в сущности, России». Философ И. А. Ильин и после смерти П. А. Столыпина считал, что «государственное дело Столыпина не умерло, оно живо, и ему предстоит возродиться в России и возродить Россию».

Послетекстовые задания
Задание 1. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:
1. Какое место в российской истории занимает П.А. Столыпин?
2. Кем был П.А. Столыпин? Какой пост он занимал?
3. Какое название получили законопроекты, которые он провёл, будучи премьер-министром Российской империи?
4. Каково главное содержание столыпинских реформ?
5. За принятие какого закона П.А. Столыпин подвергся самой большой критике и почему?
6. Какое решение П.А.Столыпина положило конец революции 1905-1907 гг.?
7. На какое личное качество П.А. Столыпина указывали его современники?
8. Каково происхождение П.А. Столыпина?
9. Какое образование он получил?
10. В чём состояла заслуга Столыпина по освоению Сибири?
11. Как оценивали деятельность П.А. Столыпина его современники?

Задание 2. Прослушайте текст снова. Какой информации о
П.А. Столыпине не было в предыдущем тексте? Запишите эти предложения, воспользуйтесь словами для справки:
выходец из дворянской семьи; любитель русской литературы; творец реакционного избирательного закона; автор и исполнитель земельной реформы, реформы об уравнивании крестьян в правах с другими сословиями, веротерпимости, гарантии свободы совести, введения всеобщего начального образования; верный слуга самодержавия.

Петр Аркадьевич Столыпин. Выходец из дворянской семьи. Занимал ответственные государственные посты: был гродненским, затем саратовским губернатором, министром внутренних дел, председателем Совета Министров. В разные периоды жизни он был не одинаков: любитель русской литературы, отец многочисленного семейства, любящий муж и отец, но вместе с тем с его именем связано введение закона о военно-полевых судах, по приговорам которых только за 8 месяцев их действия было казнено (с августа 1906 г.) 1100 человек. Это один из творцов реакционного избирательного закона от 3 июня 1907 г., увеличивавшего в составе Государственной Думы представительство от помещиков за счет представительства от трудящихся и национальных районов. Это и автор, и исполнитель земельной реформы 1906-1910 гг., несостоявшихся разработанных им реформ об уравнивании крестьян в правах с другими сословиями, веротерпимости, гарантии свободы совести, введения всеобщего начального образования. Но при всём своём противоречии по убеждениям П.А Столыпин - верный слуга самодержавного режима. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве и через несколько дней скончался.
Задание 2. Прочитайте текст «Реформы Столыпина», постарайтесь понять его без словаря. Составьте конспект, отразив основные направления реформ П.А. Столыпина.
Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.
Аграрная реформа. Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины, они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавало крестьянам в долг земли, либо государственные, либо выкупленные у помещиков. Причём процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектаров земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жёсткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать.
Земство. Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было.
Реформа промышленности. Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях: о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других.
Национальный вопрос. Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России.
Задание 3. На основе полученной информации составьте краткую характеристику П.А. Столыпина, расскажите о его личных и профессиональных качествах. Выразите свою точку зрения на его стиль руководства, воспользовавшись для этого следующими моделями:
С одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, в то же время, всё же, однако, в противоположность (чему?), в отличие( от чего?), само собой разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, видимо, по-видимому, с нашей точки зрения, на наш взгляд, по нашему мнению и др.
Задание 5. Составьте вопросный, назывной и тезисный планы к тексту. Работайте в парах. Задавайте вопросы своему партнёру, следите за его ответом. Изложите основное содержание текста.
Задание 6. Прочитайте текст «Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19-го - начале 20-го века». Сопоставьте его с предыдущим текстом и напишите реферат на тему «Роль П.А. Столыпина в реформировании России». Составьте план реферата.
На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, такие страны называли "молодыми хищниками". В эту группу входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США. Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа: она оказывала помощь, делилась опытом, а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема 90-х годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года экономика России сделала ещё один резкий скачок. Объём промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно шло укрепление банковой системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы влияния, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран второго эшелона.
Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нём продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставались аполитичной и консервативной силой. Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией. Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% – кулаки, 30% – середняки, 50% –бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия. В начале XX века класс наёмных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но ещё не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-х годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". До 1905 года высшим государственным органом в России был государственный совет, постановления которого имели рекомендательный характер для царя.
Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. 57% населения России были иностранного происхождения, и они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
В России начала нарастать революционная ситуация (1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.
Вложения
Методическая мастерская.docx
(82.02 КБ) 2766 скачиваний

Ольга Романова
Ольга Романова
Репутация: 111

#2 Ольга Романова » 06.09.2017, 23:45

Вот очень интересно, а с чем связана задержка в развитии детей в полиязыковых семьях? И как ребенок выбирает какой язык будет ему родным?

Ирина Григорьева
Ирина Григорьева
Репутация: 80

#3 Ирина Григорьева » 07.09.2017, 00:28

О, а это забавно!
2. Подбери синонимы и антонимы
фразеологизм синоним антоним
Рукой подать - рядом - далеко
перед носом - близко - далеко
два шага -опять близко ! - и опять далеко!
у черта на куличках - далече - неподалеку
Одного поля ягоды - схож - непохож
два сапога пара - идентичен - различен
из одного теста - подобный -несхожий
из другого теста - несхож - подобен
другой породы -иной- схожий
белая ворона - иной - родной
За три девять земель - вдали - неподалеку
на краю света - далече - близко
два шага - рядом- поодаль
Кататься как сыр в масле - достаток - нужда
Как у Христа запазухой - благополучие - неурядица
Ни кола ни двора - беден - богат
Денег куры не клюют - много - мало
Хоть лопатой греби - вдоволь - недостаточно
Как кот наплакал - скудно - избыточно

Сергей Бокач
Сергей Бокач
Репутация: 106

#4 Сергей Бокач » 08.09.2017, 02:51

На сколько уроков расчитан этот материал? На какую аудиторию?

Сергей Бокач
Сергей Бокач
Репутация: 106

#5 Сергей Бокач » 10.09.2017, 13:28

"3. Согласны ли Вы с тем, что нарушение системы изучаемого языка (Я2) происходит под одновременным влиянием системы родного языка и других, ранее изученных языков?"
Конечно, согласен! Очень сложно изменить систему мышления!
Созвучные слова и правила все время сбивают с толку!
А еще деление на рода, на одушевленное и неодушевленное!
все исходит из культуры, изучение языка, без изучения культурных особенностей не позволят качественно владеть языком.

Сказка
Сказка
Репутация: 64

#6 Сказка » 10.09.2017, 21:59

Ольга для таких детей есть термин - дети-билингвы. Они действительно начинают говорить несколько позже обычных детей, но зато сразу на двух языках. Ведь для каждого предмета у них, как минимум, два слова.
Но эти дети более развиты и имеют ряд преимуществ перед сверстниками.
- более восприимчивы к другим людям, другим культурам и имеют более широкий кругозор, легче учат языки и т.д.
- обладают более развитым металингвистическим восприятием. Лучше осознают связь между буквами и звуками, из них выходят талантливые писатели и журналисты.
- многозадачные.
Очень творческие и креативные детки!

Вовчан
Вовчан
Репутация: 72

#7 Вовчан » 11.09.2017, 22:01

Подача материала очень интересна, но сам материал мне не очень понравился. Достаточно сложный и не особо интересный. А есть разбор уроков с более современными темами?

Молчун
Молчун
Репутация: 56

#8 Молчун » 12.09.2017, 18:13

Проще самому адаптировать. Сложно найти современные темы с грамотной подачей. Такое впечатление, что редакторы вымерли!!!

Денис Уланов
Денис Уланов
Репутация: 54

#9 Денис Уланов » 12.09.2017, 20:34

В английском языке есть такое понятие как Королевский английский - Это образцовый язык и по поступлению фраз, и по произношению. И вот что мне интересно! А как будет называться аналог в русском языке?

Рина Островская
Рина Островская
Репутация: 36

#10 Рина Островская » 12.09.2017, 21:35

Молчун, иные редакторы - хуже татарина! Не в обиду татарам. Вот возьмут нормальный материал, а на выходе.... мало профессионалов...

Жанна Турмангалиева
Жанна Турмангалиева
Репутация: 28

#11 Жанна Турмангалиева » 13.09.2017, 08:07

Я очень много занимаюсь со своими детьми: кружки, секции, походы в театр и музеи. Но дома мы используем два языка. Я стала замечать, что дети по ходу взросления стали меньше общаться между собой на русском и, Как следствие, сложности с общением на русском в школе и со сверстниками. Может можете помочь? Какие занятия необходимо добавить для развития речевых навыков?

Ковтун
Ковтун
Репутация: 19

#12 Ковтун » 13.09.2017, 20:36

Жанна, тут очень много говорили о пении и драматических кружках. Но, если позволите, начните с детского психолога. Зачастую, в подростковом возрасте начинается кризис идентисности или социализации. Это может быть не связано с билингвальностью, но проявляется как отказ от социума.

Валентина П
Валентина П
Репутация: 36

#13 Валентина П » 14.09.2017, 19:56

Однажды имела счастье общаться с гражданином Англии, чей русский действительно можно назвать образцовым. На вопрос, Где же вы смогли так великолепно выучить язык он говорил, что ему помогла русская классика. Он был влюблен во все произведения Достоевского, неоднократно бывал в его музее. Ему так хотелось читать его произведения в оригинале, просто потрясающая мотивированность!

Платон С
Платон С
Репутация: 31

#14 Платон С » 14.09.2017, 20:37

Валентина, прекрасный пример! Подобного уровня достиг мой друг из Китая, но у него ушло 15 лет полного погружения в нашу культуру, включая женитьбы на русской девушке. Сколько времени ушло у вашего знакомого?

Петр Великий
Петр Великий
Репутация: 31

#15 Петр Великий » 14.09.2017, 22:16

Созвучные слова и правила все время сбивают с толку!
А еще деление на рода, на одушевленное и неодушевленное!
все исходит из культуры, изучение языка, без изучения культурных особенностей не позволят качественно владеть языком.

Был смешной случай, студент не долго мог понять правильную интонацию, при произношении предложений неправильно расставлял. Как-то раз рассказывал, что ему не продали газету, потому что он после вопроса есть ли сегодняшний выпуск просил дать ему газету "Правда?", на что продавец вполне честно сказал "Да".

Светлана  Г
Светлана  Г
Репутация: 24

#16 Светлана  Г » 14.09.2017, 22:39

А если взять слова омонимы - это совсем труба! У одного ученика был искренний вопрос - если вы их пишите и произносите одинаково, как вы понимаете где какое слово употребить?

Ангелина Седых
Ангелина Седых
Репутация: 17

#17 Ангелина Седых » 15.09.2017, 20:42

Светлана, Вот в этом особое свойство русского "живого" языка общения. Мы воспринимаем смысл в первую очередь, а потом уже все остальное. Но нам этот навык передается по мере существования в социуме. Иностранцам же приходится в первую очередь осваиваю нашу культуру.

Карен Багманян
Карен Багманян
Репутация: 12

#18 Карен Багманян » 15.09.2017, 21:04

Это действительно сложно, но при достаточной поддержке можно справится.

Ефросинья Гоголь
Ефросинья Гоголь
Репутация: 7

#19 Ефросинья Гоголь » 15.09.2017, 21:30

Вы знаете, сама то и дело делаю чудовищные ляпы,Да и среди соотечественников мало тех, чей язык можно назвать образцовым. Это, конечно, сложно, но вполне реально. Как для моих соотечественников, так и для иностранцев.

Артур
Артур
Репутация: 2

#20 Артур » 19.09.2017, 07:23

Незнакомые студентам формы изученных слов воспринимаются ими как новые слова.

Это распространенная ошибка. Очень важно разъяснить употребления тех или иных форм, иначе студент все это будет воспринимать как устойчивые выражения, а значит и употребляться это будет не правильно.


Название раздела: Форум для педагогических работников русских школ в странах дальнего зарубежья
Описание: Форум предназначен для:
- консультирования и взаимодействия педагогических работников русских школ в странах дальнего зарубежья по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования;
- повышения эффективности деятельности русских школ за счет предоставления информации нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера.
Изображение

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Форум для педагогических работников русских школ в странах дальнего зарубежья»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость