М.В. Ломоносов утверждал: "Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков". Основателем русского литературного языка является А.П. Пушкин. Современный русский литературный язык имеет статус государственного языка Российской Федерации , а это значит, что он приравнен по значению к таким символам государства, как герб, гимн, флаг. Русский язык является одним из мировых языков, т.к. он достаточно широко распространен в мире и принят крупными международными организациями в качестве официального мирового языка, изучается во многих странах мира. В 1945 г. русский язык провозглашён одним из рабочих языков и официальных языков ООН и сейчас на нём издаются практически все официальные документы, пресс-бюллетени, специальные журналы ООН, а также МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ЮНИСЕФ (Международное агентство по промышленности), ЮНЕСКО (Международное агентство по образованию и культуре) и др. Языки, широко используемые как средство международного общения, принято именовать мировыми языками. Русский язык является одним из мировых языков.
Распространенность языков в мире (млн. чел.) По материалам журнала «Власть» 2001 г.
Язык | Количество человек, владеющих языком в н.в. | Прогноз на 2050 год |
китайский | 1 113 | 1 384 |
английский | 372 | 508 |
хинди | 371 | 556 |
испанский | 332 | 486 |
арабский | 322 | 482 |
португальский | 170 | 187 |
русский | 170 | 144 |
японский | 125 | 130 |
немецкий | 98 | 89 |
французский | 72 | 64 |
В связи с образованием единого экономического пространства в Европе появились термины: рыночные языки, язык маркетинга. К таким языкам относятся английский, немецкий, французский, испанский, русский и португальский. Русский язык, став языком маркетинга, активно применяется и в сфере бизнеса. Западные фирмы, особенно немецкие, при контактах с российскими фирмами для коммуникативного удобства чаще применяют русский язык и связывают это с одним из путей для успешных переговоров с российскими партнёрами. Такая адаптация к языку торгового партнера является ключом к открытости и успеху европейского и мирового рынка. Идентифицируясь через язык партнера с его культурой, можно понять психологическую стратегию, в т.ч. и стратегию бизнеса, и добиться успехов в торговых контактах.
Что изучает культура речи и как язык обеспечивает эффективность делового общения? Культуру речи, во-первых, интересует вопрос, как сказать правильно, как сказать лучше, как сказать эффективнее.
В 30-60-е годы господствовало такое отношение к литературному языку: норма-запрет. Норма категорически отделяет пригодное от недопустимого. Теперь норма изменилась: норма – это выбор. Культура речи – это умение предвидеть конечный результат общения. Получение ожидаемого полезного результата зависит от универсальных умений: выбирать языковые средства, подчинять их заданному смыслу на уровне слов, словосочетаний, предложений, текста. Составляющие компоненты культуры речи: нормативность, коммуникативность, этическая и прагматическая эффективность, эстетическое воздействие. В понятие хорошей речи включается как минимум 3 признака: точность, богатство, выразительность.
В критериях отбора кандидатов на вакантные места на второе место после профессиональной подготовки молодых специалистов рекрутинговые компании ставят коммуникативные навыки претендента. Журнал «Гид молодого специалиста» указывает: «Хорошее владение устной и письменной речью, т.е. умение ясно, точно, логично излагать свои мысли, отсутствие слов-паразитов, владение несколькими стилями речи, а также умение писать отчёты, письма, доклады, наличие навыков презентации, т.е. умение преподать себя, уверенность в публичных выступлениях, навыки взаимодействия, умение достигать результата в процессе общения, умение слушать собеседника, неконфликтность в общении». Феномен Маугли убеждает в том, что без языка не может быть полноценной личности.
Итак, язык – это не только система знаков, символически опосредующая мир человека и мир природы. Антропологический подход к языку предполагает изучение языка в триаде: язык-речь-человек.