1. Прочитайте фрагменты из работы Ю.М. Лотмана, известного культуролога, философа, основателя тартуской школы семиотики «Русская культура в духовной жизни мира» и скажите, как ученый объясняет неоднозначность толкования истоков русской культуры. Приведите примеры для аргументации своей позиции. Можете также воспользоваться информацией, изложенной в ниже следующих текстах. Воспользуйтесь специальными языковыми средствами, характерными для выяснения точки зрения вашего партнера по общению, а также для изложения собственного мнения:
Выяснение точки зрения партнера | Изложение собственной точки зрения |
Как вы относитесь к поднятой проблеме? | У меня следующая точка зрения... |
Что Вы думаете по этому поводу? | Я полагаю/считаю/думаю... |
По-вашему мнению, Ю.М. Лотман прав? | Я склонен думать, что... |
Как Вы смотрите на обозначенную проблему? | С моей точки зрения/ По-моему... |
Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми характеристиками ее истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. Это объясняется тремя причинами:
• во-первых, резкой поляризованностью русского характера (по удачной терминологии Н. Бердяева), в котором каждая большая его добродетель странным образом совмещается с совершенно противоположными чертами: доброта - с жестокостью; крайнее свободолюбие - с деспотизмом; альтруизм - с эгоизмом; самоуничижение - с национальной гордыней и шовинизмом и т.д.;
• во-вторых, крайне плохой осведомленностью в русской истории как у нас в стране, так и за рубежом;
• в-третьих, особенностями самой русской истории.
2. Как известно, петровская реформа, которая должна была по замыслу Петра I «перевернуть» всю Россию, потребовала для своего осуществления искаженных представлений о всей предшествующей истории России.
Что говорит Ю.М. Лотман об устойчивости исторических мифов. Приведите известные Вам факты из современной истории. Как Вы считаете, какие исторические факты стали мифами благодаря Петру I ?
Создателем мифа об истории России и о Петре был сам Петр. В мире не было мифа о народе и стране такого устойчивого и такого ложного, как тот, что был создан Петром Великим. Об устойчивости «государственных мифов» мы знаем и по нашему времени. Надо разобраться в той многоликости и противоречивости мифов, которые бытуют о русском национальном характере и об особенностях русской истории. Поэтому не сочтите за национальное бахвальство, за национализм, если я буду говорить о том самом ценном, что дает русская культура, опуская то, что цены не имеет или имеет цену отрицательную.
3. Как на Западе оценивают приверженность России к Востоку? Познакомьтесь с точкой зрения Ю.М. Лотмана по этому поводу и выразите свое отношение к данной проблеме.
Ведь каждая культура занимает место среди культур мира только благодаря тому самому высокому, чем она обладает. И хотя с мифами и легендами о русской истории разбираться коротко очень трудно, на одном круге вопросов мы все же остановимся.
Россия - это Восток или Запад? Сейчас на Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку. Но что такое Восток и Запад?
Что такое Запад и западная культура, мы отчасти понимаем, но что такое Восток и что такое восточный тип культуры - совсем не ясно. Есть ли границы между Западом и Востоком на географической карте? Есть ли различие между русскими, живущими в Петербурге, и теми, кто живет во Владивостоке, хотя принадлежность Владивостока к Востоку отражена в самом названии этого города? Культуры Армении и Грузии относятся к восточному типу или к западному? Думаю, что ответа на эти вопросы и не потребуется, если мы обратим внимание на одну чрезвычайно важную особенность Руси, России. Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы явно обоих типов. С самого начала в истории трех народов, имевших общее происхождение - русских, украинцев, белорусов, - играли особую роль их соседи. Именно поэтому первое историческое сочинение - "Повесть временных лет" XI века - начинает свой рассказ о Руси описанием - с кем соседствует Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы - варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, "англяне"). На юге главные соседи - греки, жившие не только собственно в Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов - хазары. Значительную роль в освоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность.
4. Россия - многонациональная страна. Что объединяет народы, населяющие Россию? В чем состоит историческая миссия России? Что по этому поводу говорит Ю.М. Лотман и о чем предлагает задуматься?
Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России. В этом понятии "историческая миссия" нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов тем, что в ее составе объединилось более трехсот народов - больших, великих и многочисленных, требующих защиты. Великая русская река Волга объединяла русских, тверских карел, марийцев, мордву, удмуртов, чувашей, татар, немцев, калмыков. В том, что страна, создавшая одну их самых гуманных универсальных культур, имеющая все предпосылки для объединения многих народов Европы и Азии, явилась в то же время одной из самых жестоких национальных угнетательниц, прежде всего своего собственного народа - русского, заключается один из самых трагических парадоксов истории - парадоксов, в значительной мере явившихся результатом поляризованности русского характера. Но поляризованность характера не означает поляризованности культуры.
5. Русский национальный характер стал предметом пристального изучения не только философов и писателей, но и социологов, политиков, экономистов. Какие черты русского национального характера, по мнению Ю.М. Лотмана, оказали влияние на философию национальной культуры? Воспользуйтесь специальными языковыми средствами для выражения согласия/несогласия. Аргументируйте свою точку зрения.
Согласие | Несогласие |
Я полностью/частично разделяю Вашу точку зрения... | Я полностью/частично не разделяю Вашу точку зрения... |
С этим трудно/нельзя не согласиться.... | С этим нельзя/невозможно согласиться.... |
Да, это так = Это бесспорно, потому что ... | Нет, это неверно/нет, это не так, потому что... |
Я присоединяюсь к Вашему мнению | Я не могу присоединиться к Вашему мнению... |
Я, безусловно, поддерживаю Вашу точку зрения | Я не поддерживаю Вашу точку зрения, и вот почему ... |
Не спорю/ Не смею возразить | Я так не думаю/ Считаю, что Вы заблуждаетесь |
Добро и зло в русском характере вовсе не уравновешены. Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла. И культура строится на добре, а не на зле, выражает доброе начало в народе. Нельзя путать культуру и государство, культуру и цивилизацию. Таким образом, вопрос о том, Востоку или Западу принадлежит русская культура, снимается полностью. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока. Именно на этой основе, на многонациональной почве она выросла во всем своем многообразии.
В поисках национального своеобразия мы должны прежде всего искать ответа у литературы и письменности. В размышлении о будущем - уже одна из своеобразных и значительных тем русской литературы. А.П. Чехов в повести «Степь» обронил такое замечание: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», т.е. он не живет настоящим, а только прошлым или будущим. Я считаю, что это самая важная русская национальная черта, далеко выходящая за пределы только литературы.