Новость

Русское культурное пространство: эпоха в лицах

Описание: Информационно-консультационные материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования

Анастасия
Анастасия
Репутация: 103

#1 Анастасия » 12.09.2017, 23:59

«Русское культурное пространство: эпоха в лицах»

1. Прочитайте фрагменты из работы Ю.М. Лотмана, известного культуролога, философа, основателя тартуской школы семиотики «Русская культура в духовной жизни мира» и скажите, как ученый объясняет неоднозначность толкования истоков русской культуры. Приведите примеры для аргументации своей позиции. Можете также воспользоваться информацией, изложенной в ниже следующих текстах. Воспользуйтесь специальными языковыми средствами, характерными для выяснения точки зрения вашего партнера по общению, а также для изложения собственного мнения:

Выяснение точки зрения партнераИзложение собственной точки зрения
Как вы относитесь к поднятой проблеме?У меня следующая точка зрения...
Что Вы думаете по этому поводу?Я полагаю/считаю/думаю...
По-вашему мнению, Ю.М. Лотман прав?Я склонен думать, что...
Как Вы смотрите на обозначенную проблему?С моей точки зрения/ По-моему...


Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми характеристиками ее истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. Это объясняется тремя причинами:
• во-первых, резкой поляризованностью русского характера (по удачной терминологии Н. Бердяева), в котором каждая большая его добродетель странным образом совмещается с совершенно противоположными чертами: доброта - с жестокостью; крайнее свободолюбие - с деспотизмом; альтруизм - с эгоизмом; самоуничижение - с национальной гордыней и шовинизмом и т.д.;
• во-вторых, крайне плохой осведомленностью в русской истории как у нас в стране, так и за рубежом;
• в-третьих, особенностями самой русской истории.

2. Как известно, петровская реформа, которая должна была по замыслу Петра I «перевернуть» всю Россию, потребовала для своего осуществления искаженных представлений о всей предшествующей истории России.
Что говорит Ю.М. Лотман об устойчивости исторических мифов. Приведите известные Вам факты из современной истории. Как Вы считаете, какие исторические факты стали мифами благодаря Петру I ?


Создателем мифа об истории России и о Петре был сам Петр. В мире не было мифа о народе и стране такого устойчивого и такого ложного, как тот, что был создан Петром Великим. Об устойчивости «государственных мифов» мы знаем и по нашему времени. Надо разобраться в той многоликости и противоречивости мифов, которые бытуют о русском национальном характере и об особенностях русской истории. Поэтому не сочтите за национальное бахвальство, за национализм, если я буду говорить о том самом ценном, что дает русская культура, опуская то, что цены не имеет или имеет цену отрицательную.

3. Как на Западе оценивают приверженность России к Востоку? Познакомьтесь с точкой зрения Ю.М. Лотмана по этому поводу и выразите свое отношение к данной проблеме.

Ведь каждая культура занимает место среди культур мира только благодаря тому самому высокому, чем она обладает. И хотя с мифами и легендами о русской истории разбираться коротко очень трудно, на одном круге вопросов мы все же остановимся.
Россия - это Восток или Запад? Сейчас на Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку. Но что такое Восток и Запад?
Что такое Запад и западная культура, мы отчасти понимаем, но что такое Восток и что такое восточный тип культуры - совсем не ясно. Есть ли границы между Западом и Востоком на географической карте? Есть ли различие между русскими, живущими в Петербурге, и теми, кто живет во Владивостоке, хотя принадлежность Владивостока к Востоку отражена в самом названии этого города? Культуры Армении и Грузии относятся к восточному типу или к западному? Думаю, что ответа на эти вопросы и не потребуется, если мы обратим внимание на одну чрезвычайно важную особенность Руси, России. Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы явно обоих типов. С самого начала в истории трех народов, имевших общее происхождение - русских, украинцев, белорусов, - играли особую роль их соседи. Именно поэтому первое историческое сочинение - "Повесть временных лет" XI века - начинает свой рассказ о Руси описанием - с кем соседствует Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы - варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, "англяне"). На юге главные соседи - греки, жившие не только собственно в Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов - хазары. Значительную роль в освоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность.

4. Россия - многонациональная страна. Что объединяет народы, населяющие Россию? В чем состоит историческая миссия России? Что по этому поводу говорит Ю.М. Лотман и о чем предлагает задуматься?

Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России. В этом понятии "историческая миссия" нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов тем, что в ее составе объединилось более трехсот народов - больших, великих и многочисленных, требующих защиты. Великая русская река Волга объединяла русских, тверских карел, марийцев, мордву, удмуртов, чувашей, татар, немцев, калмыков. В том, что страна, создавшая одну их самых гуманных универсальных культур, имеющая все предпосылки для объединения многих народов Европы и Азии, явилась в то же время одной из самых жестоких национальных угнетательниц, прежде всего своего собственного народа - русского, заключается один из самых трагических парадоксов истории - парадоксов, в значительной мере явившихся результатом поляризованности русского характера. Но поляризованность характера не означает поляризованности культуры.

5. Русский национальный характер стал предметом пристального изучения не только философов и писателей, но и социологов, политиков, экономистов. Какие черты русского национального характера, по мнению Ю.М. Лотмана, оказали влияние на философию национальной культуры? Воспользуйтесь специальными языковыми средствами для выражения согласия/несогласия. Аргументируйте свою точку зрения.


СогласиеНесогласие
Я полностью/частично разделяю Вашу точку зрения...Я полностью/частично не разделяю Вашу точку зрения...
С этим трудно/нельзя не согласиться....С этим нельзя/невозможно согласиться....
Да, это так = Это бесспорно, потому что ...Нет, это неверно/нет, это не так, потому что...
Я присоединяюсь к Вашему мнениюЯ не могу присоединиться к Вашему мнению...
Я, безусловно, поддерживаю Вашу точку зренияЯ не поддерживаю Вашу точку зрения, и вот почему ...
Не спорю/ Не смею возразитьЯ так не думаю/ Считаю, что Вы заблуждаетесь

Добро и зло в русском характере вовсе не уравновешены. Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла. И культура строится на добре, а не на зле, выражает доброе начало в народе. Нельзя путать культуру и государство, культуру и цивилизацию. Таким образом, вопрос о том, Востоку или Западу принадлежит русская культура, снимается полностью. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока. Именно на этой основе, на многонациональной почве она выросла во всем своем многообразии.
В поисках национального своеобразия мы должны прежде всего искать ответа у литературы и письменности. В размышлении о будущем - уже одна из своеобразных и значительных тем русской литературы. А.П. Чехов в повести «Степь» обронил такое замечание: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», т.е. он не живет настоящим, а только прошлым или будущим. Я считаю, что это самая важная русская национальная черта, далеко выходящая за пределы только литературы.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 103

#2 Анастасия » 13.09.2017, 00:01

«Открываем Россию»

Москва – третий Рим

Россия – симбиоз народов, синтез различных культур, сплав, родивший общее мировоззрение и общий образ жизни. Москва, являясь столицей многонационального государства, как в зеркале, отражает факторы формирования определенного типа культуры.
Прочитайте историческую справку и ответьте на вопрос, почему Москву величали Третьим Римом? Какое значение данный статус имеет для современной поликультурной ситуации в столице?

Столетие за столетием маленькая деревянная Москва росла, строилась и крепла. Московское княжество прирастало новыми землями. Крупнейшие русские города того времени –Рязань, Тверь, Новгород, Ростов Великий, Ярославль– уже были присоединены к Москве. Расширившееся Великое княжество Московское стало государством и начало граничить не с другими русскими землями, а с государствами шведов, немцев, литовцев и татар.

Центром всего православного мира считался византийский город Константинополь, или Царьград. После захвата Византии турками центром православия стала Москва, ее стали называть «Третьим Римом». Но почему именно так? В IV веке центром христианского мира была Римская империя, которую наши предки прозвали Первым Римом. В XI веке христианство разделилось на западное (римско-католическое) с центром в Риме, и восточное (православное) с центром в Константинополе, столице Византийской империи, которую прозвали Вторым Римом. После завоевания Константинополя турками, Русь, как мощная великая держава, осталась единственной православной и духовной наследницей Первого Рима и Константинополя – Рима Второго. В мире осталось только одно Московское государство, которое имело своего православного государя и независимого митрополита. Так что получается, Москву вполне обоснованно стали величать Третьим Римом. К тому же считалось, что, подобно Риму и Константинополю, Москва тоже располагается на семи холмах (хотя на самом деле их больше). Великий московский князь Иван III в 1472 году женился на племяннице византийского императора – Софии Палеолог. У покоренной турками Византии Московским государством был заимствован герб – двуглавый орел.

Первым высказал мысль о всемирном значении Москвы как православного царства в начале XVI века монах-старец Псковского Спасо-Елиазарова монастыря Филофей. В своем послании к великому князю Василию он писал: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царствд снидошася (сошлись) в твое едино, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быта (не быть)».

Действительно, уже много столетий Москва является центром православия всего мира. По предсказанию старца Филофея, столица нашей родины всегда будет оставаться всемирным центром православной веры.


Название раздела: Информационно-консультационные материалы
Описание: Информационно-консультационные материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Информационно-консультационные материалы»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей