Упражнение 11.
А) Прослушайте диалог и постарайтесь запомнить его.
– Скажите, пожалуйста, где находится Рязанский проспект? – спросил я незнакомца*.
– Простите, я не знаю: я не москвич*.
– Как жаль, - сказал я. – Я тоже не москвич.
Б) Сравните данный диалог с предыдущим. Повторите опущенное или добавленное предложение.
– Скажите, пожалуйста, где находится Рязанский проспект? – спросил я незнакомца.
– Простите, я не знаю: я не москвич.
Упражнение 12. Прочитайте текст «Подруга и грамматика». Как можно воспользоваться рекомендациями его автора для самостоятельной работы?
Я иностранец. Я изучаю русский язык в университете недавно. Многие слова пока не понимаю, забываю, долго вспоминаю.
Когда я иду с урока из университета, всё помню, про себя повторяю грамматику и новую лексику. Я очень хочу хорошо говорить по-русски. Прихожу в общежитие, вхожу в комнату, переодеваюсь, готовлю обед, ем. Потом я сажусь делать домашнее задание. Вспоминаю, что мы делали в аудитории на занятии. Это были пары предлогов В-ИЗ, НА-С. Понимаю, что если говорю, что иду в театр на балет, то надо сказать, что возвращаюсь из театра с балета; если иду на стадион на футбол, то потом пойду с футбола со стадиона; на работу в офис – с работы из офиса; в музей на выставку – из музея с выставки. Предлоги, как люди, дружат не только все вместе, но и парами.
Вечером ко мне в гости приходит моя подруга. Мы с ней тоже пара. Я рассказываю ей о русских предлогах. Она ещё не слышала об этом. Мы играем в игру: я называю сочетание существительного с предлогом, она даёт парный предлог. Приехать в город – уехать из города, войти в метро – выйти из метро, пойти в магазин и на рынок – вернуться из магазина и с рынка… Весь вечер мы придумывали* такие пары.
На следующий день на уроке я был лучшим*, отвечал на вопросы преподавателя, ничего не забыл, всё вспомнил. Преподаватель меня хвалил*. Теперь я понимаю, как надо заниматься. Быть лучшим – это очень приятно. Спасибо, подруга!
Упражнение 13. Употребите слова, данные в скобках, в правильной форме, используя предлоги на, в, около, для, у, из, от.
а) Когда я шёл (гости), я думал, что можно дарить (женщины).
б) Я вспомнил этот разговор (накануне*, вечер), когда ехал (друзья).
в) Билеты можно купить (киоск), (площадь), (театр).
г) Я покупаю цветы (преподаватель) и хочу подарить их (все, мы).