Целевая аудитория (возрастная группа, состав и количество), на которую рассчитано проведение мероприятия: 2-3 классы, 30 человек.
Цель проекта (мероприятия), его значимость в процессах продвижения и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования:
- перевести ряд слов из так называемых «словарных» в проверяемые, а значит понять их правописание;
- знание истинного, глубинного смысла слов поможет ученикам лучше мыслить и изъясняться на родном языке.
Задачи:
- дать определение науки этимологии:
- изучить историю развития этимологии;
- рассмотреть методы этимологии;
- составить список слов для изучения;
- сравнить истинное значение выбранных слов со значением , указанных в словарях В. Даля и С.И.Ожегова.
Описание проекта с указанием характеристик, излагается в свободной форме (не менее 2000 символов):
Вид мероприятия (акции, творческие мотивирующие конкурсы, тематические уроки, мастер-классы, конференции или иное): Окружная научная конференция учащихся. Описание проекта (мероприятия): Окружная научная конференция учащихся – это возможность для учащихся презентовать свой исследовательский проект, осуществить его публичную защиту, проверить свой исследовательский потенциал, прочувствовать себя в конкурентной борьбе со своими сверстниками.
Описание востребованности предлагаемых действий: Для того, чтобы школьникам было интересно и познавательно изучать русский язык, необходимо использовать различные методы. Одним из наглядных примеров является окружная научная конференция учащихся.
Вступление:
Ведущий.
В последнее время большинство русских людей воспринимают наш язык как инструмент передачи информации, видя лишь самую верхушку айсберга того, что называется Русским языком. Что скрывают те родные слова, к которым мы привыкли с детских лет. К сожалению, современный человек не осмысленно пользуется языком, он его не понимает и не чувствует. А между тем многие писатели отмечают уникальность именно русского языка.
И.С. Тургенев писал: «Наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелого человека оно в состоянии совершить чудеса». Почему Тургенев называет язык кладом? Что же такого таит в себе язык?
Горенко Аркадий ученик 2 класса Б.
Изучая русский язык в школе, я понял, что смысл многих слов нам, школьникам, непонятен. Мы не можем проверить правописание этих слов. В школьном учебнике они расположены на форзаце под заголовком «Орфографический словарь» - воробей, медведь и другие. Папа предложил мне игру по поиску глубинного смысла слов. Мне это очень понравилось. Оказалось, что эти слова часто бывают составными: медведь: ведать мёд; радуга: дуга Солнца - РА.
Ведущий.
Изучая смыслы, мы выяснили, что наука, изучающая происхождение слов называется этимологией. Само слово этимология произошло от двух греческих слов: этимон - означающих истину, основное значение слова и логос – слово, учение.
В своём исследовании я буду находить истинный, глубинный смысл некоторых слов русского языка.
Рассмотрим несколько слов и их смыслы в различных литературных источниках и словарях:
№ | Слово | Этимологический смысл | Толкование слова по словарю В.И. Даля | Толкование слова по словарю С.И. Ожегова |
1. | Авось | А- в- Ось (суть) – попасть в божий промысел | Может быть сбудется | Может быть, в надежде на случайную удачу |
2. | Богатырь | Бога- тырить (стяжать) – притягивать божественное | Человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач | Герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости, отваги |
3. | Ведьма | Ведающая мать – знахарка, лечащая и обучающая людей | Колдунья, чародейка, спознавшаяся с нечистой силой, злодейка | Колдунья, злая, сварливая женщина |
4. | Воробей | Вора-бей – птичка-воришка | Известная птичка | Маленькая птичка с серо-черным оперением |
5. | Лихо | Лишнее, приводящая к лишениям | 1- зло; 2-бойко, разудало | То же, что зло |
Ведущий 2.
Наш язык очень образный, в нем хранится вся мудрость народа. Со временем смысл слов упрощается, появляется много ненастоящего. Как видно из работы, у авторов, составлявших словари ранее, например, у В.И.Даля, толкование слов более образное и ближе к глубинному смыслу. Это прослеживается на примере слов «совесть», «наперсток», «настоящий», «ровесник».
Вернуть в нашу жизнь глубинный смысл слов великого русского языка очень важно для взаимопонимания и осмысления мира.
Почти все слова в русском языке сложные, состоят из двух и более слов. К примеру, слова «медведь», «радуга», «ведьма». Поэтому важно понимать значение и корня , и суффикса , и приставки каждого слова.
География реализации проекта: русские школы в иностранных государствах
Сроки подготовки и реализации проекта (проведения мероприятия): Подготовительный этап: сценарий – 20 дней, сбор информации – 1 неделя, подготовка докладов – 2 недели, проведение конференции – 1 день в течении 40 минут.
Описание ожидаемых результатов и/или социальных эффектов: Научный подход, наличие эффективных форм работы, использование современных педагогических технологий при организации учебно-воспитательного процесса позволяют добиваться стабильной 100 % успеваемости учащихся.
Возможный бюджет (примерный размер в валюте страны участника): ______________.
Перспективы развития проекта (возможность использования в других странах и/или территориях одной страны и/или увеличение целевой аудитории, продолжение проекта после завершения мероприятия): Результаты проведения научной конференции показывают положительную динамику, это говорит о том, что разрабатываемая программа способствует не только формированию ключевых компетенций, но и повышает учебную мотивацию учеников. Иные преимущества проекта: Повышение активности, самооценки всех субъектов ОУ. Осознанное отношение родителей, педагогов и учащихся к проблеме чистоты русского языка и понимание роли каждого в ее решении. Улучшение толерантной среды в школе. Повышение интереса учащихся к изучению родного языка. Развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся.