Название проекта (мероприятия): «Словообразование»
Целевая аудитория (возрастная группа, состав и количество), на которую рассчитано проведение мероприятия: учащиеся 6 класса.
Цель проекта (мероприятия), его значимость в процессах продвижения и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования: Данный проект поможет усвоить материал одного из сложнейших разделов русского языка – «Словообразование».
Название проекта взято из детской песни. Проведена параллель: когда строится дом, используется дощечка за дощечкой, когда строится слово, используется морфема за морфемой.
Дидактические цели:
- формирование умения в определении словообразовательных моделей;
- приобретение навыков работы с дополнительной литературой, материалами Интернета, работы в группе, работы с родителями, библиотекарем;
- развитие умения видеть суть проблемы;
- применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях
Описание проекта с указанием характеристик, излагается в свободной форме (не менее 2000 символов):
Вид мероприятия (акции, творческие мотивирующие конкурсы, тематические уроки, мастер-классы, конференции или иное): Проект реализуется на уроках русского языка и на занятиях кружка «Занимательная грамматика».
Описание проекта (мероприятия):
Темы исследований.
1. «Дощечки», из которых состоят слова (морфемы).
2. Строительная работа морфем.
3. Приставки в гостях у корня –ш- и суффикса –л-(приставочный способ).
4. «Смыслиночки» - суффиксы (суффиксальный и бессуффиксный способы).
5. Копилки слов. (Словари).
6. «За столом» у приставок и суффиксов (приставочно-суффиксальный способ).
7. Всегда вместе (способ сложения).
Результаты:
1. Презентация «Раз морфема, два морфема, будет…словечко».
2. Кроссворд из терминов с ключевым словом «Словообразование».
3. Тест по теме.
4. Рисунки-шутки.
5. Реклама «Ехал-ехал… и ПРИехал!»
6. Обложка книги «Русский – это интересно!»
Этапы и время подготовки проекта.
1. Мозговой штурм
Обсуждение и выбор темы
1-ый урок темы, 10 минут
2. Оргмомент
Деление на группы
2-ой урок темы, 5 минут
3. За круглым столом
Выдвижение гипотезы
3-ий урок темы, 5 минут
4. Я выбираю…
Выбор творческого названия проекта
4-ый урок темы – проверка задания на дом, 5 минут
5. Думаем вместе…
Составление плана
Обобщающий урок темы, 20 минут
6. Ищем интересное и полезное…
Нахождение источников информации:
Работа с дополнительной литературой в кабинете русского языка,
в домашней библиотеке с родителями;
в Интернете с родителями;
в сельской и школьной библиотеках по каталогу и с библиотекарем
Внеурочное время
7. Консультирование
Встречи с учителем
По необходимости в дополнительное время
Практический выход и защита проекта
1. Урок русского языка.
2. Выступление на занятии кружка «Занимательная грамматика».
3. Выступление перед пятиклассниками на классном часе.
4. Участие в школьном конкурсе учебных проектов.
5. Участие в «Смотре знаний» (перед учителями школы, родителями, гостями).
Выводы участников проекта.
1. Мы изучили 5 способов образования новых слов.
2. Это очень широкая и интересная тема, к ней можно возвращаться еще и еще.
3. Словообразование связано с другими разделами, без понимания способов образования слов нельзя «двигаться» дальше в изучении русского языка.
4. Мне понравилось искать интересные материалы в библиотеке, Интернете, в кабинете, в домашней библиотеке.
5. Оказывается, русский язык – это интересно, а не «темный лес» и не «каша в голове»!
6. Я понял, что родители – мои помощники (а раньше отмахивались от моих просьб!)
Выводы учителя.
1. Проект достиг цели – контрольный тест все учащиеся выполнили на «4» и «5», вызван интерес к теме, к предмету.
2. Испытывала удовлетворение от работы над проектом, от общения с учениками, узнавая их в неофициальной обстановке.
( Оказывается, мои ребята так талантливы!)
Описание востребованности предлагаемых действий: Данный вид проекта особенно воспринимается учащимися, так как каждый ребенок может выступить с презентацией, выразить свои мысли, поделиться своими идеями. А русский язык является очень важным предметом для каждого человека, поэтому изучать его необходимо повседневно.
География реализации проекта: (страна, область, территория или конкретное место (организация)реализации проекта)
любая школа, в которой ведется изучение русского языка
Сроки подготовки и реализации проекта (проведения мероприятия): Краткосрочный проект: 2 недели.
Описание ожидаемых результатов и/или социальных эффектов: Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Возможный бюджет (примерный размер в валюте страны участника): нет.
Перспективы развития проекта (возможность использования в других странах и/или территориях одной страны и/или увеличение целевой аудитории, продолжение проекта после завершения мероприятия): Данный проект может быть использован в средних общеобразовательных, средне-специальных профессиональных учреждениях.
Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные для достижения общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта.
Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Иные преимущества проекта: нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование.