Юматова Дина Борисовна
- автор программы и пособий по общему развитию дошкольников в образовательном проекте для детей-билингвов «Разноцветная планета» (гриф УМО от 2015 г.)
- автор методики развития музыкальности детей (в т.ч. билингвов) «Волшебные клавиши»
- дипломант Международных детских фестивалей «World Children’s Day» (Бельгия 2005-2008 гг.)
Конкурс «Язык – это путь цивилизации и культуры»
Проект «Играю и говорю по-русски»
Целевая аудитория.
Дети-билингвы дошкольного и младшего школьного возраста (3-7, 7-10 лет), педагоги школ Зарубежья, родители (или один из родителей, говорящий по-русски), а также любые заинтересованные лица.
Цели проекта.
1. Поддержка и сохранение русского языка как родного у детей соотечественников за рубежом.
2. Расширение границ информационного образовательного пространства русского языка. Оказание практической помощи педагогам и родителям по освоению и развитию русского языка дошкольниками и младшими школьниками, живущими за пределами России.
3. Формирование у детей и родителей интереса к русскому языку как основе культуры народа, популяризация русского языка как средства межкультурной коммуникации.
4. Подготовка ребенка к обучению в школе на русском языке.
Образовательные задачи:
• Дать ребенку возможность перспективного развития
• Совершенствовать его когнитивную сферу
• Сформировать условия для эстетического и нравственного воспитания
• Познакомить с достижениями национальной культуры, и, что важно для билингвов, заложить основы для диалога культур.
Проект доступен для реализации в любом образовательном или досуговом учреждении вне зависимости от территориального расположения, а также в условиях семейного воспитания.
Описание проекта
Многие из проживающих за границей граждан бывшего Советского Союза ассоциируют себя как русские. Они уделяют большое внимание вопросам изучения русского языка, особенно в последнее время (как в русских, так и в международных русскоговорящих семьях).
Основная проблема, возникающая в русскоговорящих семьях стран Зарубежья, связана с тем, что их дети-билингвы значительно хуже владеют тем языком, на котором говорят родители. Причина заключается в том, что русский язык ребёнок использует в качестве одного из средств семейного общения, как «домашний», с минимальным бытовым речевым запасом, что не способствует полноценному владению русским языком во всём его многообразии. И, если в дошкольном возрасте второй родной язык передан в «усеченном» виде, либо имела место социальная депривация, т.е. не были сформированы связи с русскоязычным окружением, можно будет констатировать полную потерю ребенком природного билингвизма уже к 10-летнему возрасту.
Русскоязычные родители, осуществляя билингвальное воспитание и образование своих детей, нуждаются в педагогической поддержке и взаимопомощи. Надеемся, что проект «Играю и говорю по-русски» поможет им в решении этих вопросов.
Основу проекта составляют:
1. Комплексный подход. Русский язык выступает как язык когнитивного развития, становления у ребёнка полезных умений и навыков при работе с народными сказками, музыкальной и двигательной деятельностью в тесной взаимосвязи с изобразительной.
2. Коммуникативное обучение. Игра в различных её видах стимулирует коммуникацию и речевую активность детей. Она строится на ситуативности — сюжетно-ролевой организации процесса, благодаря чему ребёнок плавно и дозированно накапливает лексические единицы и реализует их в различной деятельности.
Описание предлагаемых действий проекта «Играю и говорю по-русски»
№ Мероприятия Организация процесса Обеспечение реализации мероприятий
1. «Путешествуем по сказкам». Дошкольные и школьные, культурно-досуговые организации, домашнее обучение в семье.
Тематическая группа «Путешествуем по сказкам» в сети Интернет
По окончании каждого возрастного блока – сказочный фестиваль (театрализация, концерт, викторина, выставка и пр.).
Альбом для детей-билингвов «Дидактические и демонстрационные материалы «Русские сказки» (под ред. С.В. Игнатовой – М.: Ювента, 2012, 2013, 2014) для детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Рабочая тетрадь «Музыка движения» (Юматова Д. Б. Музыка движения. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет – М.: Ювента, 2013)
Методическое пособие «Интерес. Движение. Игра» (Юматова Д. Б. «Интерес. Движение. Игра» – М.: Ювента, 2013, 2014 гг. в 2-х частях).
Рабочая тетрадь «Живём в радости» (Онишина В.В. Живем в радости. Рабочие тетради для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет – М.: Ювента, 2013).
Справка: все указанные пособия приобретаются участниками в Интернет-магазинах или в интернет-магазине издательства «Ювента» (
http://www.books.si.ru/kateg1-37.htm)
Справка по бюджету. Для обеспечения УМК по проекту необходимо:
- издание рабочих тетрадей «Музыка движения» для возрастной категории 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет (макеты рукописей в издательстве Ювента).
Остальные методические пособия участники могут приобрести самостоятельно.
2. «Интерактивная гостиная» в группе «Русский язык в странах дальнего Зарубежья». Реализация проекта через социальные сети и ресурсы сети Интернет.
2.1. Музыкальная деятельность
Игры с цветными нотками
«ДоМиРешка».
Организация обучения детей и родителей в режиме on-line
Использование мультимедийных учебных пособий
Справка: Иметь специальную музыкальную подготовку для проведения этих игр взрослому не требуется. -мультимедийные учебные пособия:
* для детей - «Волшебные клавиши»
*родителей - «Играю для малыша и вместе с малышом».
*CD диски с записями цветных песенок для разучивания и игры на детских музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон, синтезатор),
* CD диски видеоуроков «Школа для мамы».
-Материально-игровое обеспечение: производство развивающих наборов для занятий с ребенком.
2.2. Двигательно-речевая деятельность
Логоритмические игры «Четыре времени года» Система тематических речедвигательных игр-упражнений (в основе речь, музыка и образ слова в движении). Размещение на сайте
-сценарии тематических логоритмических игр с ребёнком/детьми
-подборка музыкальных произведений для проведения игр
2.3. Дистанционное образование (педагоги, родители) Тематика проекта Размещение записей на You Tube и на сайте «Интерактивной гостиной».
2.4. Копилка полезных идей. «Обратная связь» с участниками проекта. Раздел тематического сайта «Интерактивная гостиная»
Справка по бюджету. Финансирование создания тематического сайта и услуг модератора.
3. Результаты развития ребёнка-билингва
Самопроверка Оценка речевых умений ребенка-билингва, владеющего двумя языками. Психолого-педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. 3-4 года, 4-5, 5-6, 6-7 лет /Д.Б. Юматова, Е.А. Закревская. – М.: Ювента, 2013. (4 тетради по возрастам).
Специально подобранный разнообразный методический материал проекта «Играю и говорю по-русски» формирует у детей-билингвов интерес к русскому языку как основе культуры народа и обеспечивает возможность регулярного использования русского языка в условиях ограниченной языковой среды, активный прирост бытовой лексики, учебной и специальной терминологии.
Дина Юматова, автор пособий по общему развитию дошкольников в программе для детей-билингвов «Разноцветная планета», дипломант Международного детского фестиваля «World Children’s Day» (Бельгия)